Все новости

Т. Гигель: Поиск и поддержка одаренных детей в Республике Алтай ведется постоянно

Вопросы обучения одаренных детей привлекают к себе внимание специалистов во многих странах, поскольку развитие одаренности – это проблема и прогресса общества, и индивидуального развития человека. Ведь полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом.


Руководство нашей молодой Республики, образованной 26 лет назад, на данный вопрос смотрело с особым вниманием. Оно соглашалось с учителями-энтузиастами, что талантливых детей надо искать и с ними работать. Тем более, что педагоги- практики на примерах из судеб своих воспитанников показывали, как развитие таланта может быть задержано и даже загублено на любом этапе развития.

И кардинальное решение было принято. В республике, несмотря на непростую социально-экономическую обстановку, 25 года назад был создан республиканский классический лицей под руководством заслуженной учительницы РФ Нины Петровны Оглезневой.

Нина Петровна не только сама была «больна» идеей, что заниматься с одаренными детьми совершенно необходимо. В короткие сроки она смогла создать педагогический коллектив, состоящий исключительно из педагогов – энтузиастов, который оказался готов вести своих воспитанников к будущим успехам в учебе, выбранной профессии. А исходил этот талантливый педагог из понимания, что такие учителя не рождаются и, к сожалению, их не производит педагогический вуз. Такого педагога можно только воспитать в коллективе, создавая определенные условия и вырабатывая четкие требования, которые бы способствовали реализации цели и были выполнимы каждым учителем.

Я упускаю, как педагогический коллектив во главе со своим директором вместе со своим верным заместителем Ириной Владимировной Картополовой, которая сегодня продолжает традиции своего талантливого наставника, шел к выработке этих критериев. Главное, что они в очень короткие сроки были найдены, и как все талантливое оказались очень просты.

Таким критерием стал — успех учеников, исходящий из сформированной мотивации к достижению высокого профессионального уровня и самосовершенствования.

Исходя из поставленных задач каждый из педагогов стремился, чтобы полученные по его предмету знания у детей, которые в лицей пришли, выдержав серьезный конкурс среди своих сверстников, позволяли им успешно проходить через конкурсные испытания и поступать в вузы разного профиля. Кстати, для педагогов этого инновационного учебного заведения по сей день очень важно видеть, что его выпускники легко адаптируются к условиям обучения в разных вузах, занимают активную жизненную позицию, участвуют в конференциях и общественной жизни факультета, вуза.

Одним словом, на примере нашего республиканского классического лицея педагогическое сообщество республики убедилось, что, если мы всерьез думаем о будущем, то должны искать одаренных детей, которых по ряду исследований среди детей пятая часть и работать с ними индивидуально, по специально разработанным программам.

Кстати, индивидуальный учебный план в лицее формируется самим учеником и его родителями и фиксируется в специальной карте личностного развития. В процессе формирования индивидуального учебного плана принимают участие также: школьный психолог, тьютор, классный руководитель, заместитель директора по вариативному образованию, учителя-предметники. При его составлении ученик и его родители учитывают все образовательные возможности, предлагаемые лицеем и существующие в г. Горно-Алтайске, данные психологического мониторинга индивидуальных особенностей обучающихся, интересы и профессиональные устремления самого ребенка и семьи. В течение четырех лет обучения в лицее- с 8 по 11 классы , — обучающиеся могут корректировать свои индивидуальные учебные планы, которые сегодня здесь ведутся по четырем направлениям — физико-математическому, естественно-научному, гуманитарному и иностранных языков.

В системе дополнительного образования лицея имеется 132 специальные программы для проведения спецкурсов, из которых: 27 программ для углубления предметов физико-математического направления; 26 программ для углубления предметов естественнонаучного направления;42 программы для углубления предметов гуманитарного направления; 37 программ для углубления предметов направления иностранных языков.

Сегодня мы с полным правом можем говорить, что лицей по большому счету за короткое время сумел справиться с поставленной некогда задачей -создать такую школу, где формируется органическая среда, предоставляющая ребенку возможность в сотрудничестве с опытными педагогами и психологами открыть и максимально развить все лучшее, что заложено в него природой.

Отметим, что такая образовательная среда способна помочь любому ученику. Но одаренному ребенку она дает уникальный шанс наиболее полно раскрыть свое дарование. На сегодняшний день в лицее обучается 357 учащихся из всех районов Республики Алтай и г. Горно-Алтайска. Состав учащихся многонациональный: русские, алтайцы, казахи и дети других национальностей. Обучение в лицее ведется с восьмого класса по 10 профилям.

Подтверждением успешности освоения выпускниками РКЛ инновационных образовательных программ является поступление учащихся в вузы. Уровень знаний, умений и навыков выпускников лицея позволяет 98% из них поступать в вузы и 99% успешно пройти адаптацию в вузе и окончить его, около 40% из них являются призерами вузовских предметных олимпиад, около 20% — продолжают обучение в аспирантуре.

Качество знаний выпускников лицея на сегодняшний день наивысшее в Республике Алтай по результатам республиканских и вузовских предметных олимпиад, ЕГЭ по всем предметам. Кроме того, результаты ЕГЭ выше, чем средние показатели по России. Каждый год несколько выпускников набирают высшие баллы в России по тому или иному предмету. В нынешнем 2017 году таких учеников было трое , которые набрали по 100 баллов по русскому языку и истории. А средний балл по иностранному языку достиг 84 баллов.

Трижды республиканский лицей признан одной из 500 лучших школ России по результатам независимого мониторинга Министерства образования и науки Российской Федерации, а в прошлом году он вошел еще и в ТОП-200 лучших школ России, создающих условия для творческого развития детей. Его ученики активно и серьезно занимаются научно-исследовательской работой и подтверждают свой высокий уровень в этой сфере деятельности на конференциях различного уровня, включая уровень международный, многие являются лауреатами премий и стипендий различного уровня.

 Неудивительно, что с такими результатами выпускники РКЛ были зачислены во многие самые престижные вузы России: МГУ, Санкт-Петербургский университет, ТГУ, Дальневосточный федеральный университет, московский физико-технический университет, Высшая школа экономики, Академический университет при РАН, Военный университет Министерства обороны и др… Замечательно и то, что наши выпускники выбрали не только традиционные профессии юриста, экономиста, врача, IT специалиста, но и такие специальности, как конфликтология, радиотехнологии и радиотехника, нанотехнологии, проектировка зданий и сооружений, физическая и квантовая электроника, военный переводчик, фармацевт и др.2017 год, уверена, исключением не станет.

Говоря о нашем классическом лицее, ее творческом коллективе учителей, хочу отметить, что успех, которого добился этот коллектив, состоящий в своем большинстве из женщин, стал возможен еще и потому, что каждый из педагогов, работающих с талантливыми детьми, исходит из понимания, что необходимо побуждать каждого своего воспитанника неустанно расширять свой кругозор, вдумчиво воспринимать настоящее, ставить задачи на будущее. Будучи сами гармоничными людьми, они всегда стараются, как я теперь понимаю, сохранить внутреннюю гармонию у своих воспитанников.

В целом, система профильного обучения и система работы с одаренными детьми, апробированная республиканским классическим лицеем в течение 25 лет, доказала свою состоятельность и эффективность, а сам лицей занял достойное место в образовательном пространстве Республики Алтай и Западной Сибири, любим выпускниками, обрёл доверие
и уважение родителей.

Сегодня в регионе уже многие школы работают по предложенным инновационным программам РКЛ, разрабатывают их сами. И что особенно важно — в регионе наблюдается рост одаренных детей…