Все новости

Необходимо найти баланс между контрактной системой закупок и обеспечением транспортной безопасности — А. Кутепов

Участники «круглого стола» рассмотрели проблемы, возникающие у унитарных транспортных предприятий в связи с переходом на контрактную систему закупок.


В Совете Федерации прошел «круглый стол» на тему «Обеспечение транспортной безопасности при исполнении Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Вел мероприятие председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов. Кутепов
Андрей Викторович
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Санкт-Петербурга
Кутепов Андрей Викторович

Сенатор сообщил, что по поручению Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко Матвиенко
Валентина Ивановна
представитель от исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга
Матвиенко Валентина Ивановна
планируется организовать в Совете Федерации серию «круглых столов» на тему практики реализации 44-го Федерального Закона о контрактной системе закупок.

«Наша задача — выявить проблемы закупок в различных сферах, особенно в тех, которые связаны с жизнеобеспечением. И сделать механизм взаимодействия в сфере закупок доступным и оперативным, способным обеспечить качество работ, услуг и закупаемых товаров», — сказал парламентарий.

Андрей Кутепов отметил, что заседание «круглого стола» посвящено специфике деятельности таких предприятий как метрополитен и обеспечению безопасности в этой сфере. В настоящее время семь городов России имеют метрополитен: Москва, Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара, Екатеринбург и Казань. Ежегодно перевозится около 4 млрд пассажиров. Интенсивность эксплуатации Московского метрополитена — одна из самых высоких в мире.

«Метрополитен снижает транспортную нагрузку на улично-дорожную сеть и обеспечивает высокую мобильность населения. Развитие метрополитенов как одного из видов скоростного внеуличного транспорта является важной государственной задачей», — подчеркнул парламентарий.

Вместе с тем, сказал Андрей Кутепов, метрополитен – транспортное предприятие, связанное с повышенной опасностью и его основная задача — предоставление пассажирам безопасных услуг. «Особую актуальность в метро приобретает проблема обеспечения безопасности в свете террористических угроз. Поскольку это места массового пребывания людей, необходимо предпринять все усилия по повышению эффективности системы безопасности на объектах транспорта. Здесь нет мелочей, важна каждая деталь, вплоть до уборки станций метрополитена», — считает сенатор.

Парламентарий уточнил, что переход на закупки унитарными предприятиями по 44-му закону, по мнению экспертов, имеет ряд недостатков. «Размещение в открытом доступе проектно-сметной и технической документации транспортной инфраструктуры объектов гражданской обороны может повысить риски совершения террористических актов на территории указанных объектов и, следовательно, привести к возникновению угрозы безопасности пассажиров», — сказал он. Но, отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в единой информационной системе нарушает нормы закона и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.30 Кодекса об административных правонарушениях, уточнил сенатор.

По его словам, ряд метрополитенов бьет тревогу. Дело в том, что в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности» сведения, содержащиеся в планах объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа. В то же время, положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок специальный статус для информации ограниченного доступа не предусмотрен.

«Закрытые способы определения поставщиков по указанному закону применяются в случае, если контракт о выполнении работ и услуг содержит сведения, составляющие государственную тайну. Проектно-сметная документация, даже в отношении систем обеспечения безопасности, не относится к таким сведениям и, как следствие, невозможно применить закрытые способы определения поставщиков», — сказал сенатор.

При этом он добавил, что ранее, у метрополитенов при проведении закупок по 223-ФЗ, была возможность обеспечивать строгий контроль за нераспространением в открытом доступе закрытой информации и обеспечивать исполнение требований законов «О противодействии терроризму» и «О транспортной безопасности». Сейчас такой возможности нет, уточнил парламентарий.

Андрей Кутепов обратил внимание на то, что метрополитены обязаны производить оценку уязвимости и оснащения объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами для обеспечения безопасности. «Возникает абсурдная ситуация — мы должны предпринять меры для предотвращения террористических актов в метро в будущем и обязываем метрополитены указать в открытом доступе информацию, где какое техническое средство будет расположено, куда идет сигнал и так далее», — отметил сенатор.

«Необходимо срочно найти баланс между контрактной системой закупок и обеспечением транспортной безопасности», — подчеркнул Андрей Кутепов.

Участники заседания рассмотрели проблемы, возникающие у унитарных транспортных предприятий в связи с переходом на контрактную систему закупок, в частности, по обеспечению транспортной безопасности на таких объектах как метрополитены. Особое внимание экспертов было направлено на вопросы размещения в открытом доступе проектной и технической документации, что является прямой угрозой безопасности данных предприятий.

По итогам дискуссии выработаны рекомендации Правительству России РоРи Федеральному Собранию по совершенствованию законодательного регулирования государственных закупок.

В мероприятии приняли участие статс-секретарь — заместитель главы МЧС РФ Олег Баженов, аудитор Счетной палаты РФ Валерий Богомолов, представители Министерства транспорта РФ, Министерства обороны РФ, Министерства финансов России, органов государственной власти субъектов РФ, представители транспортных предприятий, метрополитена, эксперты.