Совет Федерации уделяет этой теме пристальное внимание, подчеркнул глава Комитета СФ.
В Совете Федерации состоялись парламентские слушания на тему «О ходе реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
Мероприятие провел председатель Комитета СФ
по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко.
Мельниченко
Олег ВладимировичГубернатор Пензенской области
Глава Комитета Совета Федерации отметил, что утвержденный 30 ноября 2016 г. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам Паспорт приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» — первый комплексный документ, реализация мероприятий которого направлена на снижение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий. До принятия указанной Программы меры поддержки моногородов осуществлялись в рамках исполнения отдельных поручений Президента России и Правительства РФ.
Сенатор подчеркнул, что Совет Федерации уделяет пристальное внимание этой теме и напомнил, что в марте текущего года сенаторы провели парламентские слушания на тему «Актуальные задачи развития моногородов», а в ходе заседания Совета Федерации в рамках «правительственного часа» с участием первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова были рассмотрены вопросы реализации программы «Комплексное развитие моногородов».
Говоря о реализации Программы, Олег Мельниченко проинформировал, что субъектами Российской Федерации, а также расположенными на их территории монопрофильными муниципальными образованиями (моногородами) был выделен ряд проблем, препятствующих процессу реализации мероприятий, предусмотренных Программой.
В частности, в Программе отсутствуют мероприятия, направленные на решение проблемы ветхого и аварийного жилья в моногородах. В контексте поставленной задачи по комплексному развитию моногородов нерешенность данного вопроса является значительным препятствием к диверсификации экономики моногородов, предполагающей пресечение процессов оттока населения, развитие бизнеса, создание новых рабочих мест, подчеркнул Олег Мельниченко.
По его словам, регионы отмечают значительное количество зачастую дублирующих друг друга отчетных материалов, предоставляемых моногородом в рамках мониторинга реализации мероприятий Программы в федеральные органы исполнительной власти и организации, а также ограниченность предоставляемой Росстатом статистической информации.
Также сенатор указал на возложение основной финансовой нагрузки по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, на региональный и местный бюджеты, которые нередко носят дефицитный характер.
В ходе заседания было отмечено, что снижение зависимости моногородов от деятельности градообразующих предприятий предполагается путем создания новых рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий, и, как следствие, должно уменьшиться количество моногородов к концу 2018 г. на 18 единиц, улучшиться качество городской среды в моногородах путем реализации мероприятий «Пять шагов благоустройства».
Указанных
целей планируется достичь посредством реализации таких мероприятий, как
разработка и реализация программ развития моногородов, создание территорий
опережающего социально-экономического развития, а также реализация совместных
мероприятий в рамках программ и проектов по основным направлениям
стратегического развития Российской Федерации до 2018 г. и на период до 2025 г.
В частности, приоритетными программами и проектами являются «Безопасные и качественные
дороги», «Электронное здравоохранение», «Рабочие
кадры для передовых технологий», «Современная образовательная среда», «Индивидуальное
и малое предпринимательство (ИМП)», «Формирование комфортной городской среды».
Смотрите также
Руководитель рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заместитель председателя Внешэкономбанка Ирина Макиева рассказал об основных мероприятиях, которые осуществляются в настоящее время в рамках реализации Программы.
Генеральный директор некоммерческой организации «Фонд развития моногродов» Илья Кривогов проинформировал о текущей деятельности Фонда. По информации, представленной Фондом, по состоянию на 1 ноября 2017 г. программы развития моногородов утверждены во всех 319 моногородах, территории опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) созданы в 27 моногородах, при этом в 13 из них отсутствуют зарегистрированные резиденты. В отношении 75 моногородов Фондом с субъектами Российской Федерации заключены генеральные соглашения о сотрудничестве.
Фондом с субъектами Российской Федерации заключено 21 соглашение о софинансировании мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры в моногородах (уже введено в эксплуатацию 18 объектов инфраструктуры в 11 моногородах, еще 15 объектов инфраструктуры в 7 моногородах будут введены в эксплуатацию до конца текущего года). Кроме этого Фонд принимает участие в реализации 4 инвестиционных проектов.
В настоящий момент за счет финансовой поддержки Фонда создано 3,56 тыс. рабочих мест на новых производствах и привлечено 25,67 млрд. руб. инвестиций в моногорода.
Участники парламентских слушаний, положительно оценивая динамику реализации Программы, считают необходимым принятие ряда дополнительных мер и рекомендовали Правительству РФ рассмотреть возможность установления дифференцированного подхода при определении минимального объема капитальных вложений резидента ТОСЭР в реализацию инвестиционного проекта и количества создаваемых им рабочих мест в течение первого года деятельности.
Предлагается установить требования к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ТОСЭР, создаваемых на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), в зависимости от природно-климатических особенностей моногорода, а также численности его населения.
Кроме этого требуется рассмотреть возможность получения статуса резидента территории опережающего социально-экономического развития индивидуальными предпринимателями, применяющими общую и упрощенную системы налогообложения.
Участники заседания также рекомендовали органам государственной власти субъектов Российской Федерации согласовать региональные стратегии социально-экономического развития с программами развития моногородов.
В свою очередь органам местного самоуправления монопрофильных муниципальных образований рекомендовано активизировать совместную работу с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по включению мероприятий, направленных на поддержку и развитие монопрофильных муниципальных образований в государственные программы субъектов Российской Федерации, а также обеспечить на постоянной основе информирование населения монопрофильных муниципальных образований о реализуемых мероприятиях в рамках приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов».
В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители Счетной палаты РФ, Министерства экономического развития РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, муниципальных образований и некоммерческой организации «Фонд развития моногородов».