Сенатор провел «круглый стол» на тему «Нормативно-правовое регулирование формирования комфортной городской среды в субъектах РФ».
Заместитель председателя Комитета Совета
Федерации по экономической политике Юрий
Липатов
Липатов
Юрий Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Московской области
провел заседание «круглого стола» на тему «Нормативно-правовое
регулирование формирования комфортной городской среды в субъектах РФ».
В заседании участвовали первый
заместитель председателя Комитета СФ Степан
Киричук,
Киричук
Степан Михайловичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Тюменской области
представители Министерства строительства и жилищно-коммунального
хозяйства РФ, Министерства финансов РФ, региональных органов государственной
власти, местного самоуправления, архитекторы, эксперты.
«Вопросы формирования комфортной городской среды затрагивают интересы более 30 миллионов жителей региональных центров, более 13 миллионов жителей моногородов, поэтому повышение удовлетворенности граждан качеством городской среды стало одним из приоритетов Президента РФ», — сказал Юрий Липатов.
Сенатор отметил, что за последние пять-шесть лет во многих регионах проделана большая работа по благоустройству городов и поселков.
Участники «круглого стола» обсудили актуальные вопросы и существующие проблемы в сфере благоустройства, законодательное регулирование этой области, реализацию приоритетного федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
Как отмечается в рекомендациях по итогам
обсуждения, в рамках реализации этого проекта в 2017 г. бюджет программы
составил около 42 млрд руб. Перед регионами была поставлена задача принять
современные правила благоустройства, включающие принципы обустройства и содержания городских территорий, выстроить системы уборки, озеленения и освещения во всех муниципалитетах с населением более 1000 человек. При этом
одновременно начать обустройство конкретных объектов – дворов и общественных
территорий.
Смотрите также
В 2017 г. в проекте приняли участие 1653 муниципальных образований с общим количеством населения 85,9 млн человек (58,6 проц. от численности населения страны) на территории всех 85 субъектов РФ. Данные цифры свидетельствуют о востребованности и успехе проекта, отмечается в документе.
В соответствии с законом об общих принципах организации местного самоуправления организация благоустройства территории муниципального образования, в том числе установление порядка участия собственников зданий и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий отнесена к вопросам местного значения органов местного самоуправления. Указанный порядок участия собственников в благоустройстве устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Вместе с тем, ответственность за содержание и благоустройство территорий, а также финансовое обеспечение содержания, несут собственники, независимо от форм собственности.
Однако, до недавнего времени полномочия органов местного самоуправления по установлению порядка участия собственников в благоустройстве (в том числе прилегающих территорий) не могли быть полноценно реализованы, говорится в рекомендациях.
Установление органами местного самоуправления порядка участия собственников в благоустройстве влекло за собой наложение на собственников зданий и сооружений обязанности по содержанию прилегающей территории, не находящейся в их собственности или не принадлежащей им на ином вещном праве, что вступало в противоречие с требованиями действующего законодательства.
Одним из ключевых федеральных законов, принятых в 2017 г., стал Федеральный закон от 29 декабря 2017 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устраняющий эти противоречия. Вступление в силу этого документа полностью решает все спорные вопросы по регулированию благоустройства и содержание территорий, прилегающих к земельным участкам, независимо от форм собственности, подчеркивается в документе.
В связи с вышеизложенным участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ проработать вопрос предусмотрения средств на содержание элементов благоустройства, расположенных как на участках, находящихся в собственности, так и на прилегающих к ним территориях в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципальных образований.
Высшим органам исполнительной власти регионов рекомендовано разработать и утвердить законы субъектов РФ, регламентирующие перечень вопросов, регулируемых правилами благоустройства территории, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований, а также минимальные стандарты благоустройства, которые необходимо закреплять в правилах благоустройства муниципальных образований.