Сенатор провел «круглый стол» на тему «О поддержке отечественных производителей оборудования и программного обеспечения для отраслей ТЭК».
Заместитель председателя Комитета Совета
Федерации по экономической политике Сергей
Шатиров
Шатиров
Сергей Владимировичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Кемеровской области
провел «круглый стол» на тему «О поддержке отечественных
производителей оборудования и программного обеспечения для отраслей
топливно-энергетического комплекса».
В заседании приняли участие члены
Комитета СФ по экономической политике Юрий
Важенин
Важенин
Юрий Ивановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
и Владимир Долгих
Долгих
Владимир Ивановичпредставитель от исполнительного органа государственной власти города Москвы
, член
Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Геннадий Орденов,
Орденов
Геннадий Ивановичпредставитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Астраханской области
член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Александр
Лаврик,
Лаврик
Александр Никитовичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Кемеровской области
депутат Государственной Думы Валерий
Селезнев, представители Администрации Президента РФ, Совета Безопасности
РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти, научных,
проектных и учебных организаций, нефтегазовых и энергетических компаний.
Сергей Шатиров подчеркнул, что на протяжении ближайших лет ТЭК будет оставаться основным бюджетообразующим комплексом, продолжит играть ключевую роль в обеспечении устойчивости российской экономики, в национальной экономической безопасности.
Сенатор указал, что ТЭК России находится
в критической зависимости от оборудования и программного обеспечения крупнейших
зарубежных производителей. Санкции, введенные западными странами в 2014 г.,
существенно ограничили доступ к технологиям для ряда областей комплекса,
например, разведки и добычи на шельфе, добычи сланцевого газа. Имеет место
постоянное ужесточение санкционного режима. «За последние полгода
дополнительные санкции, непосредственно затрагивающие поставки оборудования и программного обеспечения для ТЭК, вводились дважды».
При этом сенатор отметил ряд достижений отечественных разработчиков. В частности, в ПАО «Россети» формируется собственная система управления технологическими процессами. К ее разработке привлечен выдающийся математик — Директор Департамента развития корпоративных и технологических АСУ ПАО «Россети» Игорь Турканов. Также ЗАО «БЕЦЕМА» готово к выпуску полимерных флотов для гидроразрыва пластов при нефтегазодобыче.
Как говорится в проекте рекомендаций «круглого стола», Правительство РФ принимает меры по поддержке отечественных производителей оборудования и ПО. Ряд федеральных законов и постановлений Правительства РФ создают условия для увеличения доли отечественных производителей в объемах закупок оборудования.
Однако по целому ряду направлений процесс импортозамещения недостаточно эффективен. Это касается, в первую очередь, высокотехнологического и наукоемкого оборудования, автоматизированных систем управления технологическими процессами и программного обеспечения.
В документе отмечается, что крупнейшие нефтегазовые компании, несмотря на заявленную стратегию импортозамещения, отдают предпочтение импортному программному обеспечению при наличии отечественной альтернативы, ссылаясь на его функциональное преимущество и выстроенную технологию работы.
Участники «круглого стола» подчеркнули, что практически все расчеты по подсчету запасов нефтегазовых месторождений осуществляются с помощью иностранных программ. Зачастую модели месторождений строятся и осуществляется подсчёт запасов зарубежными сервисными компаниями. Фактическим стандартом для работы Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых стало использование американского программного обеспечения. При этом имеются российские производители, которые в большинстве случаев могут предложить аналогичную продукцию. Доля отечественных производителей в данном сегменте рынка по информации экспертов не превышает 5 проц. Процесс локализации зарубежных информационных технологий, фактически сводится к формальному переводу экранных форм и документации на русский язык и оформлению документов на российское юридическое лицо. Интеллектуальная собственность и развитие технологий остаются за рубежом. В таких условиях особо остро стоит вопрос противодействия киберугрозам, обеспечения информационной и технологической безопасности.
В рекомендациях подчеркивается, что отечественное программное обеспечение и ИТ-решения уже сейчас в состоянии заместить большую часть импортных аналогов по различным направлениям деятельности компаний ТЭК, однако российские разработчики не консолидированы, программные платформы для интеграции отечественных приложений отсутствуют, что снижает конкурентоспособность российских производителей.
Расширяя использование российских технологий на внутреннем рынке, необходимо также реализовывать меры по стимулированию экспорта отечественного оборудования и программного обеспечения на международный рынок. Обеспечение высоких темпов технологического развития возможно при консолидации отраслевых потребностей, при стандартизации технических требований и опоре на отечественных технологических лидеров. Эти лидеры имеются, им не нужны инвестиции, им нужен платежеспособный спрос, тогда они обеспечат опережающее технологическое развитие, говорится в документе.
Участники «круглого стола» рекомендовали Правительству РФ рассмотреть возможность проведения анализа эффективности затрат на технологические инновации в промышленном производстве; применения мер налогового стимулирования развития отечественного производства оборудования и программного обеспечения, в том числе конверсионной продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.
Рекомендовано рассмотреть возможность приоритетного кредитования по минимальным процентным ставкам проектов, направленных на возрождение отечественного машиностроения; обеспечения бюджетного финансирования Программы государственной поддержки научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-промышленных работ в сфере геологоразведки и добычи полезных ископаемых.
Предлагается ввести ограничение или запрет использования программного обеспечения и автоматизированных систем управления технологическими процессами иностранного производства на особо опасных и критически важных объектах ТЭК, также установить налоговые заградительные барьеры при закупке зарубежного оборудования и программного обеспечения в интересах предприятий ТЭК.