Все новости

Петербург становится умнее, или Как технологичные решения управляют городскими ресурсами

По подсчетам экспертов, процесс интеллектуализации городских систем займет не менее 5 лет.


Процесс пошел

«Внедрение инноваций на сегодняшний день не просто вопрос комфорта, это насущная необходимость, — объясняет генеральный директор ООО „Город–спутник Южный“ Сергей Хромов. — За последние 10 лет мир изменился настолько, что без интеллектуальных систем учета контекста городских ситуаций, координации участников городских процессов, экономии ресурсов нормальная жизнь мегаполиса невозможна». По словам руководителя проекта «Умный город» от Университета Сергея Митягина, направления внедрения умного города выбраны на основе анализа потребностей жителей и проблем развития города. Среди них наиболее значимыми оказались здравоохранение, городская среда, ЖКХ, транспорт, безопасность, энергетика, а также открытые данные и сервисы и вовлечение населения в процесс управления городом.

«Реализация отдельных элементов умного города в Петербурге ведется уже достаточно давно, и многое уже сделано, — рассказывает Сергей Митягин. — Например, именно у нас функционирует одно из лучших в России решение в области оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, реализованы дополнительные сервисы проведения платежей и уплаты государственных пошлин в электронной форме. Действуют порталы приема обращений граждан — в частности, электронная платформа „Наш Санкт–Петербург“, где сообщения направляются к конкретному исполнителю, ответственному за решение поставленного вопроса». По подсчетам Городского мониторингового центра, всего за время работы портала решено уже более 900 тыс. проблем горожан.

Под прицелом камер

По данным администрации Петербурга, в общей сложности в Петербурге действует более 120 информационных систем. К числу наиболее значимых внедренных проектов эксперты относят программу «Безопасный город», которая позволяет снизить время принятия решений на ликвидацию происшествий и обеспечить своевременное реагирование подразделений оперативных служб. Ключевым элементом системы безопасности является городская система видеонаблюдения, которой охвачены все 18 районов города.

Согласно информации Городского мониторингового центра, на данный момент в Петербурге установлены порядка 20 тыс. видеокамер, в их поле зрения — сложные перекрестки и оживленные магистрали, городские парки и дворы спальных районов. По запросу видеозапись с городских видеокамер может быть предоставлена сотрудникам правоохранительных органов, адвокатских контор и иных органов, уполномоченных на работу с информацией подобного рода. Кроме того, любой гражданин может оставить заявку на сохранение видеоархива о происшествии, которое затрагивает его права и свободы.

Инфраструктурный проект «Умный двор» также направлен на решение вопросов безопасности путем обеспечения комплексной информатизации внутридомовых территорий. Как рассказал Сергей Митягин, в рамках реализации проекта предполагается оснащение детских площадок, подъездов и проездов камерами наблюдения, решениями по освещению, информированию жителей, оснащению средствами экстренного вызова городских служб и пр.

В частности, к 2020 году в Петербурге по 1875 адресам в Колпинском, Московском, Петроградском, Адмиралтейском, Калининском, Выборгском, Невском и Приморском районах начнут функционировать 8532 многофункциональных видеодомофона, в которых будет реализован ряд сервисов для сотрудников органов власти и жителей, в том числе и бесплатный Wi–Fi–доступ в Интернет.

Закон отстает

По мнению управляющего партнера коллегии экспертов права Just & Juris Ольги Трикоза, одной из основных проблем, связанных с использованием информационных технологий в России, является то, что законодатель не поспевает за развитием новых технологий. Не успевает изучить их настолько хорошо, чтобы предусмотреть правовое регулирование, позволяющее использовать новые технологии по назначению, полностью раскрыв потенциал их использования.

Сергей Митягин соглашается, что законодательство не вполне готово к реализации умного города. «Например, на текущий момент отсутствуют нормативные документы, касающиеся распределения ролей участников в процессе внедрения умного города, а также отсутствует нормативная база для привлечения инвестиций в эту область», — говорит Сергей Митягин.

Текст: Татьяна Елекоева

Опубликовано «Деловой Петербург» 26.09.2018 г