Сенаторы в регионах

А. Епишин: В настоящее время инициативное бюджетирование — эффективный инструмент для развития территорий

Сенатор принял участие в совместном заседании бюджетных комитетов Законодательного Собрания Тверской области и Московской областной Думы.


Член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области Андрей Епишин Епишин
Андрей Николаевич
представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области
Епишин Андрей Николаевич
в рамках работы в регионе принял участие в совместном заседании бюджетных комитетов Законодательного Собрания Тверской области и Московской областной Думы. Парламентарии обсудили практику реализации проектов инициативного бюджетирования на примере Программы поддержки местных инициатив в Тверской области.

Смотрите также

Заседание прошло в рамках Соглашения о межпарламентском сотрудничестве между Законодательным Собранием Тверской области и Московской областной Думой.

Как отмечалось в ходе мероприятия, программа поддержки местных инициатив (ППМИ) стартовала в Тверской области в 2013 году при консультационной поддержке Всемирного банка. ППМИ предусматривает выделение на конкурсной основе субсидий из областного бюджета на реализацию проектов, направленных на благоустройство и ремонт объектов общественной инфраструктуры. При этом отбор и реализация проектов осуществляется при активном участии населения, что является отличительной особенностью программы.

Программа зарекомендовала себя как эффективный механизм решения проблем малых территорий. В Тверской области наибольшей популярностью пользуются такие направления, как строительство и ремонт дорог, систем водоснабжения, учреждений культуры, детских площадок, благоустройство. Конкретные объекты определяют сами жители населённых пунктов. Активное привлечение населения в местное самоуправление, развитие инициативности на местах, повышение заинтересованности и вовлечение граждан в бюджетный процесс — основные задачи данного проекта.

В рамках реализации программы в Тверской области создана уникальная комплексная система обучения основам реализации проектов инициативного бюджетирования — «Школа ППМИ», действует специализированный сайт. О востребованности программы свидетельствует постоянный и устойчивый рост числа её участников.

За первые пять лет в регионе отмечен рост реализации проектов в пять раз. Тверская область лидирует в России по степени финансового участия в программе жителей.

Андрей Епишин напомнил, что опыт Тверской области не раз отмечался на российском уровне. Программа включена в составленный Министерством финансов РФ обзор лучших практик в сфере межбюджетных отношений и обзор лучших практик в сфере обеспечения прозрачности и открытости бюджета для граждан.

«В настоящее время инициативное бюджетирование — эффективный инструмент для развития территорий. Согласно статистике, к 2013 году практика инициативного бюджетирования использовалась только в семи регионах, в то время как в 2017 году уже 47 субъектов Федерации приняли решение о развитии инициативных практик. Общая сумма средств, направляемых на реализацию проектов инициативного бюджетирования, в сравнении, например, с 2015 годом возросла от 2,4 миллиардов рублей до почти 10 миллиардов к 2017 году. Как сенатору, представляющему в Совете Федерации Тверскую область, мне особо приятно отметить, что наш регион относится к числу лидеров в развитии инициативного бюджетирования», — сказал Андрей Епишин.

Сенатор отметил, что реализация ППМИ является наиболее распространенной практикой инициативного бюджетирования в регионах.

«Совет Федерации уделяет серьезное внимание вопросам инициативного бюджетирования и практике применения его технологий в регионах, — подчеркнул Андрей Епишин. — Более широкому распространению инициативного бюджетирования будет способствовать его комплексное правовое регулирование. Как неоднократно отмечали члены Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам, необходимо принятие основ инициативного бюджетирования и закрепление понятийного аппарата на законодательном уровне».

По итогам обсуждения участники заседания отметили необходимость внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ в части закрепления основ инициативного бюджетирования. Кроме того, есть необходимость разработки и принятия областных законов, определяющих основные правила инициативного бюджетирования в регионе.