Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

К вопросу об ответственности за распространение  fake-news

Информационное пространство является неотъемлемой частью современного глобального мира. Общество глубоко погружено в информационные сети, каждый человек ежедневно получает, обрабатывает и отправляет такое количество информации, которое существенно превышает входящий и исходящий трафик на одного пользователя 10 лет тому назад.

Интеграция общества в информационное пространство значительно актуализирует проблематику формирования «правил игры» в сети Интернет, государственного регулирования этой среды. Качество информационных каналов сегодняшнего дня стало таковым, что информационное сообщение доходит до неограниченного круга лиц за считанные минуты. Не раз со стороны критиков отсутствия государственного регулирования этой сферы звучали призывы к борьбе с так называемыми fake-news, информационных поводов для этого было достаточно. Однако, как только проблематика распространения недостоверных сведений, влекущих негативные последствия для общества, попала в фокус законодателя, на вновь принятое в России регулирование обрушилась критика.

Преимущественно во всех развитых юрисдикциях предусмотрена уголовная или административная ответственность за распространение недостоверных сведений, влекущих негативные последствия для общества.

В этой связи примечательна ситуация с внесением в Парламент Сингапура законопроекта «О защите от недостоверной информации и манипулирования в сети Интернет» (Protection from Online Falsehood and Manipulation Bill), предусматривающего ответственность за распространение ложной информации – существенно более суровую, чем предусмотрена в России.

Под распространением недостоверной информации сингапурским законопроектом понимается распространение в отношении одного или более субъектов на территории Сингапура или за его пределами информации в сети Интернет лицом, которое знало или должно было знать, что соответствующая информация является ложной и ее распространение, вероятно, может: повлечь за собой ущерб безопасности Сингапура или любой его части, повлечь за собой ущерб здоровью населения, общественной безопасности и спокойствию, государственной системе финансов, повлечь за собой ущерб дружественным отношениям Сингапура с иностранными государствами, оказать влияние на результаты выборов Президента Сингапура, выборов членов Парламента Сингапура или референдума, повлечь за собой разжигание вражды, ненависти или недоброжелательности между различными социальными группами, повлечь за собой снижение доверия общественности к деятельности Правительства Сингапура, государственных органов и иных государственных структур, к исполнению возложенных на них обязанностей.

Физическое лицо, осуществившее распространение соответствующей недостоверной информации в сети Интернет, подлежит привлечению к ответственности в виде штрафа в размере не более $ 50 000 и (или) лишения свободы на срок до 5 лет. К юридическим лицам, совершившим указанные действия, может быть применена мера ответственности в виде штрафа в размере не более $500 000.

Вместе с тем ответственность за распространение заведомо недостоверной информации существует и в правопорядках, которые принято считать максимально гуманистическими. Так, в Норвегии предусматривается уголовная ответственность в отношении лиц, распространяющих ложные сведения (статья 187 Уголовного кодекса Норвегии). В качестве наказания за распространение ложных сообщений, ложных просьб о помощи, необоснованного использования сигнала бедствия или иных аналогичных действий, преднамеренно или в форме грубой неосторожности, которые повлекли за собой приезд полиции, пожарных, служб скорой помощи или вооруженных сил, вмешательство спасателей, либо повлекли за собой устрашение большого числа людей, предусматривается ответственность в виде штрафа или лишения свободы на срок до 6 месяцев. При этом аналогичное наказание предусматривается также в отношении любого лица, предоставляющего ложную информацию, способную вызвать опасения за чью‑либо жизнь, здоровье или нарушения общественного спокойствия и порядка.

Другим примером является распространение информации, которая может психологически травмировать граждан с неустойчивой психикой, к примеру, видеозаписи массовых убийств. В этом отношении примечательна позиция властей Новой Зеландии, когда были предприняты меры по недопущению распространения видеозаписи недавнего теракта. Законодательством Новой Зеландии предметно регламентируются вопросы, связанные с публичным распространением и хранением информации, которая может причинить вред общественным интересам. Так, в соответствии со статьей 3 Закона Новой Зеландии о классификации фильмов, видео и печатных изданий нежелательной признается публикация (фильм, видеозапись, звукозапись, книга и прочие), которая описывает, изображает, выражает или любым иным образом передает сведения, связанные, в частности, с совершенными преступлениями, жестокостью или насилием, таким образом, что это может причинить вред общественным интересам. Тем же законом за различные действия с нежелательной информацией предусматривается крайне строгая ответственность: в соответствии со статьей 124 указанного закона лицо, которое распространит нежелательную информацию, зная или имея разумные основания полагать, что такая информация является нежелательной, может быть приговорено к лишению свободы на срок не более 14 лет. В свою очередь в соответствии со статьей 131А названного закона лицо, которое без соответствующих полномочий владеет нежелательной информацией, зная или имея разумные основания полагать, что такая информация является нежелательной, может быть приговорено к лишению свободы на срок не более 10 лет.

Мы видим, что законодатели самых разных правопорядков исходят из необходимости защиты общественных интересов посредством превенции распространения информации, которая может нарушить общественный порядок или причинить существенный вред жизни и здоровью людей. Именно необходимость не допустить хаос и массовое нарушение прав и свобод граждан является причиной подобных законодательных инициатив. К сожалению, критиками механизмов противодействия распространению недостоверных общественно значимых сведений зачастую сильно недооценивается, какой ущерб может быть причинен обществу в результате опубликования даже одного новостного сообщения.