Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

К вопросу об ответственности за данные пользователей сети Интернет

Развитие технологий, вовлечение все большего числа людей в информационный обмен, возрастающая роль цифрового потока в настоящее время актуализируют как никогда ранее проблему защиты прав и свобод граждан.

Большинство сложных вопросов, связанных с содержанием и пределами реализации прав и свобод человека вне сетевой сферы, уже нашли свое решение, либо их решение в большинстве случаев может быть без особых затруднений найдено посредством применения классических юридических механизмов. В свою очередь регулирование отношений, складывающихся в результате общественного взаимодействия в информационном пространстве, ставит перед государствами ряд серьезнейших задач, результат работы над которыми призван, с одной стороны, не допустить нарушения прав человека, а с другой – не создать необоснованных препятствий для развития сетевой сферы.

В ряде государств уже сейчас предлагаются и реализуются инициативы, направленные на превенцию использования информационного пространства в противоправных целях. К примеру, в середине апреля 2019 года стало известно о подготовке Правительством Австрии законопроекта, целью которого является деанонимизация использования крупных сетевых площадок – социальных сетей, информационных сайтов и иных ресурсов, на которых зарегистрированы не менее 100 000 человек. С мая 2018 года вступил в силу новый регламент Европейского Союза о защите персональных данных, который предусматривает подробнейшую регламентацию проведения операций с личными сведениями граждан.

В то же время несмотря на значительный объем принятого в государствах регулирования по‑прежнему существенная часть аспектов взаимодействия в информационном пространстве находится в «серой зоне» правового поля и подчинена тем правилам, которые либо устанавливаются администраторами онлайн-площадок, либо определяются практикой взаимодействия самих пользователей. Между тем, отсутствие государственного участия в регулировании соответствующих вопросов информационного обмена между

пользователями и недостаточный контроль со стороны государственных органов над деятельностью отдельных участников отношений, складывающихся в сетевом пространстве, создают серьезные риски нарушения прав граждан.

Что примечательно, если в случае с правонарушениями, которые совершаются в реальном мире, факт их совершения достаточно очевиден почти сразу после совершения, то в случае с нарушениями в информационной сфере об их совершении зачастую становится известно только в результате случайности или же халатности самих нарушителей.

Важно подчеркнуть, что основной объем существенных нарушений прав граждан в сетевой сфере относится к деятельности цифровых гигантов – администраторов социальных сетей, электронных почтовых и поисковых сервисов, оперирующих огромными массивами персональных данных пользователей.

Наиболее распространенные нарушения со стороны компаний, осуществляющих администрирование цифровых сервисов, представлены ненадлежащей организацией хранения персональных данных, их неправомерным использованием, а также злоупотреблениями при реализации собственно администраторских функций.

Так называемые «утечки» личной информации пользователей социальных сетей в настоящее время не являются чем‑то совершенно новым. Достаточно вспомнить, что за последние годы только к одному из крупнейших игроков на информационном рынке, компании Facebook, было предъявлено множество претензий относительно того, что социальная сеть не обеспечивает надлежащее и безопасное хранение пользовательских данных.

Скандал в связи с деятельностью компании Cambridge Analytica, ставшей основным фигурантом утечки данных 50 миллионов пользователей социальной сети Facebook, потребовавшихся для реализации так называемого проекта Duco, в рамках которого были оказаны «услуги по анализу данных» с целью выявления закономерностей поведения пользователей сети Интернет и определения реакции пользователей на различные сообщения властей, казалось, должен был наглядно продемонстрировать грань допустимого в

вопросе о хранении и использовании данных пользователей.

В то же время последовавшие за этими событиями утечки личной информации пользователей Facebook, а также появившиеся сведения о том, что Facebook буквально торговал персональными данными, предоставляя их дружественным компаниями в обмен на заказ рекламы, говорят о том, что социальные сети демонстрируют стойкую неспособность вести бизнес добросовестно без вмешательства со стороны регуляторов.

Можно привести еще множество примеров злоупотреблений, которые были допущены лидерами IT-индустрии в течение последних нескольких лет. Это и запрет на распространение публикаций МВД Франции, призывающих граждан принять участие в выборах в Европейский парламент, со стороны Twitter, и безосновательная блокировка Facebook проектов RT In the Now, Soapbox, Back Then и Waste-Ed, и т. н. «слежка Google за пользователями», раскрытая исследованием Associated Press, показавшим, что многие сервисы Google на мобильных устройствах хранят данные о передвижениях пользователей, даже если в настройках конфиденциальности отключена история местоположений.

Все это лишний раз подтверждает несостоятельность доводов о необходимости ограничения государственного влияния на сетевую сферу и тот факт, что социальные сети не способны самостоятельно обеспечить конфиденциальность информации пользователей и зачастую сами неправомерно используют персональные данные.

В отсутствие эффективных механизмов государственного контроля за хранением пользовательской информации социальные сети проявляют халатность в обеспечении безопасности личных сведений. В таких обстоятельствах неприкосновенность частной жизни может быть обеспечена только посредством использования инструментов государственного контроля. Для этого государству необходимо выработать эффективную политику по обеспечению защиты неприкосновенности частной жизни граждан в сети Интернет и ограничению злоупотреблений со стороны сетевых сервисов.