Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Пять лет украинской политике в отношении Юго-Востока страны

14 апреля 2019 года исполнилось пять лет с момента начала операции на Юго-Востоке Украины.

22 февраля 2014 года Верховная Рада отстранила от власти Президента Виктора Януковича и назначила президентские выборы. При этом в постановлении Верховной Рады об отрешении Президента от должности содержалась ссылка на пункт 7 статьи 85 Конституции Украины, в которой говорится лишь о полномочиях Рады по назначению даты выборов Президента. Фактически произошел антиконституционный государственный переворот.

23 февраля 2014 года Верховная Рада Украины отменила Закон «Об основах государственной языковой политики № 5029-VI», позволяющий устанавливать иностранный (в том числе русский) язык в качестве регионального, если на нем говорят не менее 10% населения.

13 апреля 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о начале широкомасштабной силовой операции в Донбассе с привлечением армии, авиации и артиллерии — в Киеве ее назвали «антитеррористической». Начало этой военной операции фактически привело к полной утрате контроля Украины над частью территорий. Это решение киевского режима стало началом одного из самых серьезных территориальных конфликтов новейшего времени на европейском континенте.

Между тем, напомним, что 5 сентября 2014 года был опубликован Протокол о результатах консультаций Трехсторонней контактной группы (Россия, Украина, ОБСЕ), который включал в себя в том числе следующие положения: обеспечить незамедлительное двухстороннее прекращение применения оружия, обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия, провести децентрализацию власти, в том числе путём принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (Закон об особом статусе), обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ, принять закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины, принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.

За эти пять лет с момента принятия как решения о начале военной операции в Донбассе, так и решения о начале процесса мирного урегулирования, киевский режим фактически не предпринял ничего для скорейшего разрешения конфликта. Вместо этого украинскими властями принималось множество решений, направленных на умаление прав жителей Донецкой и Луганской областей.

Со стороны украинских политиков постоянно звучат призывы к усилению милитаристской риторики. Таким призывом является, к примеру, поддержка Верховной Радой инициативы о закреплении в Конституции Украины курса страны на членство в НАТО.

18 января 2018 года Верховная Рада Украины приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». Закон расширил полномочия вооруженных сил Украины, которые получили возможность «применять оружие и спецсредства по отношению к нарушителям закона, временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов, входить в жилые дома, на частные земельные участки, предприятия и учреждения, если это нужно для противодействия внешней агрессии, со служебной целью использовать с разрешения владельцев средства связи и автомобили».

Вместо того, чтобы исполнить договоренности об амнистии для участников территориального конфликта, на Украине введена уголовная ответственность за «участие в деятельности оккупационной администрации» и «нанесение ущерба Украине».

Таким образом, мы видим, что на протяжении последних пяти лет режим, пришедший к власти в результате государственного переворота, последовательно пытается создать видимость урегулирования конфликта на отдельной территории. Прикрывая проводимыми переговорами и консультациями с западными «партнерами» массовое нарушение прав собственных граждан – начиная от прекращения пенсионного обеспечения и заканчивая ограничением перемещения по территории страны – политическое руководство Украины стремится любой ценой продемонстрировать на своем населении всю силу репрессивной государственной машины.

Цель военных действий, инициированных властями Украины, состоит не в том, чтобы разрешить внутригосударственный конфликт, это действующему режиму не нужно. Настоящая цель заключается в демонстрации силы всем гражданам, в демонстрации того, что может произойти, если население начнет выражать несогласие с избранным курсом.

Вместо того, чтобы попытаться найти консенсус и взаимоприемлемый выход из сложившейся ситуации, который учитывал бы интересы как государства в целом, так и его отдельных территорий, украинские власти приняли решение об использовании силовых методов воздействия на население Донбасса. Фактически сделав невозможным голосование на выборах Президента Украины для граждан, проживающих на отдельных территориях Донецкой и Луганской областей, власти Украины подчеркнули, что все эти люди для правового поля действующего режима попросту не существуют.

Можно ли сейчас представить какой‑либо разумный выход из того глубокого кризиса, к которому привели действия тех, кто пришел к власти в результате антиконституционного переворота пять лет назад? Без сомнений. Но только в том случае, если новая власть успешно справится с задачей восстановления функционирования правовых институтов на территории всего государства и приложит максимум усилий к тому, чтобы не допустить подобного произвола в будущем.

Только приняв за безусловную истину тот факт, что в конфликте между государством и его гражданами власть должна сделать выбор в пользу права, а не только сохранения собственного статуса, новое руководство Украины сможет приблизиться к тем идеалам, которые продвигаются в государстве последние годы, но, увы, только лишь в декларациях.

Пока же мы видим, как киевский режим предпринимает все возможные меры, направленные на эскалацию территориального конфликта и антагонизма по отношению к жителям Юго-Востока страны, фактически отторгая от себя территории противостояния.