Люди, с которыми довелось совместно работать многие годы, с которыми поддерживаем отношения, при встречах очень заинтересованно спрашивают: «Ну как там в Совете Федерации, чем там занимаетесь?». Конечно, рассказываю, делюсь впечатлениями при личных встречах, постоянно информирую через социальные сети, охотно контактирую со СМИ как федерального, так и регионального уровня. Совсем недавно в газете «Бурятия» вышло большое интервью с журналистом Иваном Подберезкиным. Считаю, что работа сенатора, которая зачастую — не публична, должна быть открыта, и информация о ней доступна широкому кругу.
Сегодня, уже имея небольшой опыт работы в сенате, могу с уверенностью говорить, что верхняя палата объединила умных, высокообразованных, высокопрофессиональных людей с огромным жизненным опытом. Работать в верхней палате — это высокая честь. С приходом в Совфед у каждого сенатора открываются новые, огромные возможности для расширения своих познаний и возможностей. Самое главное — не растеряться и целенаправленно идти в выбранном, понятном для тебя направлении, используя накопленный и приобретенный потенциал в проводимых Советом Федерации мероприятиях, при обсуждении и принятии законов. Все сенаторы свободны в выборе одного из десяти комитетов, наиболее близкому им духу, но вправе принимать участие в работе и других комитетов, если в этом появляется заинтересованность или рассматриваемый вопрос находится на стыке ответственности двух комитетов.
Для меня, человека, почти 20 лет отдавшего вопросам совершенствованию механизмов муниципального управления, реформам образования, здравоохранения, социальной защиты и т. д., безусловно, близкий по духу — Комитет СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера. С недавнего времени появилась и дополнительная нагрузка, и сегодня представляю не только интересы Бурятии в Совете Федерации, но, также, ещё и верхней палаты парламента в Правительстве России. Эта работа имеет свои особенности, она тоже интересная и ответственная, изменения в моих обязанностях имеют значение и для Бурятии. У меня есть возможность принимать участие в большинстве мероприятий, проводимых в Совете Федерации с участием членов Правительства, в заседаниях Правительства России, участвовать в работе комиссии по законотворческой деятельности. На комиссии рассматриваются все поступившие в Правительство России законодательные инициативы. Моя задача участвовать в обсуждении их, отслеживать прохождение сенаторских инициатив и, безусловно, есть возможность сопровождать законопроекты, инициированные Народным Хуралом или Главой Бурятии. В случае готовящегося отрицательного отзыва всегда есть возможность поправить проект закона, не доводя до отклонения, о чем своевременно информирую сенаторов и республику.
Отдельный вопрос, над которым работает верхняя палата и представитель палаты в Правительстве РФ, связан с тем, что уже принятые законы не всегда исполняются. В России таких законов около 250 . Это происходит потому, что не своевременно принимаются так называемые подзаконные акты. Сегодня Правительству РФ необходимо принять порядка 900 различных документов, чтобы все ранее принятые законы заработали в полной мере. В большинстве своём это актуальные, ожидаемые людьми и бизнесом законы.
Кроме комиссии по законотворческой деятельности, вхожу в состав Правительственной рабочей группы по контролю за исполнением Национальных проектов.
Совместно с моим коллегой Варфоломеевым Александром Георгиевичем работаем над исполнением постановления Совета Федерации, принятого по итогам дней Бурятии в Совете Федерации, которые прошли в начале 2018 года. Из 22 пунктов постановления 18 исполнены, а 4 — находятся в различной стадии рассмотрения.
Занимаемся поиском решения проблемных вопросов, перечень которых утверждён Главой Бурятии Алексеем Цыденовым. Документ называется «Перечень вопросов, требующих решения на федеральном уровне». В этом документе в 2018 году было 44 поручения, в нынешнем — 39. Большая часть вопросов в 2018 году были решены, часть- сняло Правительство РБ, часть перенесли на 2019 год.
Как представитель исполнительной власти республики, занимаюсь обращениями в федеральный центр правительства РБ таких например которые касались развития проектов Улан-Удэнского авиазавода — «арктическому» вертолету и легкому самолету, по исполнению бюджетных заявок на финансирование строительства различных объектов, таких как «Национальная библиотека», рыборазводных заводов и других.
По поручению Главы Бурятии принимаю участие в различных мероприятиях на федеральном уровне. Буквально на днях по поручению Алексея Цыденова принял участие в заседании рабочей группы, созданной в Совете Федерации, на которой рассматривался вопрос по разработке генеральной схемы транспортно-логистических центров в России, и созданию сети опорных центров.
Один из таких опорных транспортно-логистических центров, кстати, предполагается построить в Бурятии. В этом, без сомнения, большая заслуга главы региона Алексея Цыденова и Правительства республики, которыми глубоко и тщательно проработаны организационные вопросы, поэтому у Бурятии есть большие шансы, что в ближайшие три-четыре года в районе станции Таловка появится первый мультимодальный транспортно-логистический комплекс. Для Бурятии строительство такого основного элемента логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров станет большим плюсом.
Среди вопросов, над которыми работаю сегодня и которые актуальны не только для Бурятии, но и для многих регионов — сложная ситуация с социальной поддержкой детей-сирот, в частности, с жильём для детей-сирот, чьи права на получение жилья наступили, но жилья им не предоставили. Это очень чувствительная тема, ведь, кроме государства, никто не в состоянии защитить эту категорию молодых граждан. Для решения этой проблемы на системной основе Валентиной Ивановной Матвиенко дано персональное поручение бюджетному комитету СФ совместно с Правительством РФ решить этот вопрос.
Простого решения в этой сфере сегодня нет. Дело в том, что в очереди на жильё в России стоят (на 1 марта 2019 года) более 269,6 тыс детей-сирот, из них наступило право на получение бесплатного жилья у почти 175 тыс. Только применительно к Бурятии дополнительная потребность на эти цели составляет более 3,8 млрд. рублей. В целом для решения этой задачи потребуется порядка 300 млрд рублей. Но проблема даже не только в этой сумме, а в том, что, когда будет закрыта эта очередь — появится новая.
Поэтому, не создав системы, основанной на профилактике и недопущении сиротства как такового, решить задачу в полном объёме не удастся. Сегодня палата регионов активно занимается поиском механизмов решения этого вопроса вместе с соответствующими структурами Правительства РФ.
Еще один острый вопрос для Бурятии — защита озера Байкал от сброса загрязненых сточных вод. Недавно в Иркутске по поручению Главы Бурятии принял участие в заседании научного совета, на котором обсуждались вопросы экологии, строительства очистных сооружений. На встрече присутствовали именитые учёные-экологи. Стояла задача — выработать общие подходы для формирования новых нормативов сброса сточных вод после их очистки. Наша республика — уникальный регион с неповторимой природой, где вся территория водосборная территория Байкала. Не буду приводить всю аргументацию, но могу точно сказать, что невозможно «закрыть» Байкал от туристов. А раз так, нужно на Байкале максимально сократить «дикий» и «непрозрачный» туризм, создать условия для легального туризма, строить гостиницы, оборудованные кемпинги, обязательно оборудовать всё очистными сооружениями, обеспечить полигонами по сбору и удалению мусора. Тогда ущерб природе будет минимальный.
В Иркутске мы как раз обсуждали вопросы строительства и модернизации очистных сооружений на Байкальской природной территории в том числе и на берегах Байкала. По национальной программе «Экология» выделены большие деньги. Это реальный шанс навести порядок на Байкале. Однако, приступив к этой работе, власти Бурятии и Иркутской области столкнулись с непреодолимой проблемой. В 2010 году был издан приказ Министерства природы РФ, которым установлены нормативы сбросов после очистки вод, достижение которых проблематично при массовой утилизации отходов. Нужно срочно принимать решение по корректировке нормативов, и тогда можно будет начинать строить.
Первой, как известно, забила тревогу Бурятия и, в частности, Алексей Цыденов, который жёстко ставит эти вопросы на всех уровнях власти. И сейчас ситуация начинает меняться. Как заявил Глава республики на Экономическом форуме, несмотря на изменение нормативов, в Бурятии будут стоять самые передовые очистные сооружения, с самыми жёсткими технически достижимыми нормами. На мой взгляд, это логично — сегодня строить, используя то, что наработало человечество, а когда появятся новые технологии, можно будет и ужесточать нормативы. Озеро нуждается в поддержке уже сегодня. Оно может не дождаться, когда будут изобретены технологии под установленные сегодня требования для новых очистных сооружений.
Исходя из круга проблем, которые находятся в центре внимания нашего Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению, для меня очень важны и интересны встречи с районными депутатами, представителями муниципалитетов. Побывал уже в качестве сенатора в половине районов, диалоги были продуктивными. Получил более 50 наказов, в том числе касающиеся нормативного регулирования местного самоуправления. Все они длительного характера, многие требуют внесения изменений в законодательство на федеральном уровне. Сегодня уже 18 вопросов решены полностью или частично. В том числе — касающиеся отмены экологической экспертизы социальных объектов, отмены деклараций для депутатов сельских поселений, придание особого статуса гуртам, хуторам и заимкам, финансированию в рамках нацпроектов «Чистая вода» и «Культура». 12 вопросов — в стадии решения. По некоторым, а это более 10 вопросов, в результате обращений в федеральные органы власти были получены разъяснения, после которых вопросы сняты.
Считаю также своим долгом оказание помощи гражданам. В ходе почти каждой «региональной недели сенатора» я встречаюсь с жителями республики, провожу личный прием.
Встретился уже с десятками людей, которые ищут поддержки в решении своих проблем. Чаще всего это проблемы с жильем, с получением качественных услуг ЖКХ, медицинской помощи. Кому‑то просто нужна консультация. По всем вопросам даю разъяснения, беру их на контроль, готовлю запросы в соответствующие структуры федерального и регионального уровня.
Так, во время приема граждан в июле повторно пришла жительница Улан-Удэ, которой неправомерно начислили платежи за тепло, при «срезанных» батареях. Она сообщила, что 70-тысячную задолженность ей пересчитали, относительно небольшую оставшуюся задолженность она может выплачивать. Другая жительница Улан-Удэ ранее жаловалась на едва теплую воду из трубы горячего водоснабжения. По моему запросу мэрия организовала с помощью ТГК-14 и управляющей компании решение в трехдневный срок. Оказалось, что трубопровод в доме не соответствовал норме. Заявительница сообщила мне, что проблема решена. Бывают и обращения другого рода. Так, житель Кижингинского района попросил помочь в получении справки о том, что его родители — пострадавшие от политических репрессий, сосланные в 30-ых годах, подлежат реабилитации. МВД после обращения сенатора пригласило гражданина за получением документа. Приятно, когда удается оказать помощь конкретному человеку в решении конкретной проблемы.
Обязательно и в дальнейшем буду сообщать о ходе работы по конкретным наказам и поручениям.