Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Борьба с разжиганием ненависти в Интернете на примере Франции

В современных условиях технологического развития и проникновения Интернета практически во все сферы общественной жизни выработка правил поведения в этой новой социальной реальности становится все более актуальной. Особую важность в этой связи приобретает необходимость обеспечения государством комфортной и безопасной среды общественного взаимодействия в Интернете, который, к сожалению, нередко используется для оказания неблагоприятного, вредного воздействия на тех или иных субъектов, достижения определенных деструктивных целей.

Одним из проявлений подобного антисоциального поведения является разжигание ненависти (hate speech). Таковое по своей сути представляет собой высказывание оскорбительного характера, производимое в отношении того или иного лица в связи с его принадлежностью к какой‑либо социальной группе с определенными расовыми, этническими, культурными или другими признаками.

Вместе с тем европейским сообществом не выработано единого понятия в отношении разжигания ненависти. Комитет министров Совета Европы, в частности, в отсутствие четкого определения данного явления, предлагает рассматривать его максимально широко, как понятие, охватывающее все формы самовыражения, которые включают распространение, провоцирование, стимулирование или оправдание ненависти на основе нетерпимости, включая проявления нетерпимости в виде агрессивного национализма или этноцентризма, дискриминации и враждебности в отношении национальных меньшинств, мигрантов и других категорий населения.

При этом в современных условиях Совет Европы также обращает особое внимание на необходимость дальнейшего осмысления проблемы разжигания ненависти в Интернет-пространстве, принятия мер по ее урегулированию и выработки новых способов противодействия такому деструктивному поведению.

Проблема участившихся случаев оскорблений и проявлений различных форм ненависти и нетерпимости в сети Интернет получила значительное распространение и способствовала все более ясному пониманию во многих развитых юрисдикциях необходимости создания правовых механизмов, направленных на обеспечение благоприятной и безопасной Интернет-среды. Россия в рамках цифровизации общественных отношений, как одного из основных направлений внутренней политики государства, продолжает активно принимать меры по созданию надлежащих условий взаимодействия субъектов в Интернет-пространстве.

Примечательным в этой связи является пример Франции, в которой 20 марта 2019 года на рассмотрение Национального Собрания был внесен законопроект «О борьбе с разжиганием ненависти в Интернете», которым предлагается внесение ряда поправок в Закон No 2004–575 от 21 июня 2004 года «О доверии к цифровой экономике», предусматривающих возложение на операторов Интернет-платформ обязанностей по удалению контента, содержащего оскорбления или разжигающего ненависть на основании расовых, гендерных, сексуальных и иных различий между людьми.

Законопроектом предлагается возложить на операторов Интернет-платформ ряд обязанностей, связанных с осуществлением удаления размещенной на Интернет-платформах (включая ссылки на сторонние Интернет-ресурсы) информации, содержащей оскорбления, разжигание ненависти против конкретного лица или группы лиц по признакам пола, сексуальной ориентации, расы, происхождения, отношения к религии и т. д., в течение 24 часов, следующих за моментом получения оператором Интернет-платформы уведомления об опубликовании нелегального контента. После осуществления удаления нелегального контента операторы Интернет-платформ будут обязаны заменить удаленную информацию сообщением о том, что соответствующий нелегальный контент был удален.

В целях обеспечения соблюдения соответствующих обязанностей операторами Интернет-платформ данным законопроектом предлагается не только наделение дополнительными надзорными полномочиями национального регулятора в сфере СМИ, но также и установление ответственности указанных субъектов за их несоблюдение в виде штрафа в размере 250 000 евро для физического лица с лишением свободы сроком на 1 год и в размере 1,25 миллионов евро для юридического лица. Причем систематическое нарушение обязанностей может повлечь за собой наложение штрафа в размере, не превышающем 4% от общего годового мирового оборота оператора Интернет-платформы за предыдущий финансовый год.

Тем самым в случае принятия предлагаемого регулирования Национальным Собранием во Франции могут быть созданы реальные правовые механизмы противодействия разжиганию ненависти в Интернете, позволяющие лицу или группе лиц своевременно удалить опубликованный в отношении них незаконный контент оскорбительного характера. Подобные законодательные инициативы, безусловно, заслуживают внимания и, в случае их успешной реализации, представляют существенный интерес с точки зрения их возможной имплементации другими зарубежными юрисдикциями.