Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

К вопросу о нарушении законодательства о публичных мероприятиях в зарубежных странах

На фоне прошедших в Москве публичных мероприятий активизировавшиеся западные СМИ пестрят заголовками о нарушении российскими властями основ демократии, ограничении свободы слова и создании полицейского государства. При этом и те и другие упускают из внимания тот факт, что публичные мероприятия 27 июля носили несанкционированный, во многом провокационный характер.

Безусловно, как и в других развитых юрисдикциях, российское законодательство предусматривает ряд ограничений в вопросе организации и проведения публичных мероприятий. Такие ограничения направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, вне зависимости от того, принимают они участие в подобных акциях или нет. Российская практика регулирования соответствует мировому опыту и не выходит за рамки допустимых ограничений прав и свобод граждан, которые имеют место в любом демократическом государстве.

Предусмотренная Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» обязанность согласования места проведения публичных мероприятий обусловлена, прежде всего, необходимостью подтверждения готовности организаторов и органов публичной власти надлежащим образом обеспечить защиту гарантированного Конституцией России права «собираться мирно и без оружия». Для этого требуется учесть все параметры планируемых акций, в том числе предполагаемое количество участников, релевантное ему количество сотрудников правоохранительных органов и медицинских работников и т. д. Проведение несогласованных мероприятий, таким образом, создает факторы повышенной опасности, о которых не могут не знать их организаторы.

Несостоятельность доводов об избыточной строгости и несоответствии мировым стандартам отечественного законодательства в области организации публичных мероприятий подтверждается зарубежной практикой. Законодательством ряда развитых юрисдикций предусматривается разрешительный порядок проведения публичных мероприятий, предполагающий необходимость согласования места и времени его проведения с органами государственной власти. В то же время могут быть предусмотрены специально отведенные места, в которых проведение публичных мероприятий осуществляется в свободном порядке без согласования и уведомления компетентных государственных органов.

Вместе с тем в ряде юрисдикций в целях обеспечения общественного порядка, безопасности граждан и нормального функционирования публичных институтов в отношении социально значимых объектов устанавливается особый правовой режим, ограничивающий проведение на таких объектах публичных мероприятий.

Так, статьей 2 Акта о публичных собраниях Сербии 2001 года предусматривается, что публичные мероприятия могут проводиться лишь в местах, определенных нормативными правовыми актами муниципальных или городских органов власти. При этом около парламента Сербии непосредственно до и после его сессий проведение публичных мероприятия запрещено.

В Великобритании предусмотрены места, где проведение публичных мероприятий не допускается в соответствии с Актом об организованной преступности и полиции 2005 года и Актом о терроризме 2006 года. Изначально к таким местам относились военные базы и атомные электростанции, а позднее в него были включены такие политически значимые объекты, как Вестминстерский дворец, Виндзорский замок, штаб-квартиры правительственной связи и другие объекты.

Между тем в Великобритании существует так называемый «уголок спикеров» (speakers' corner) – место, где разрешены публичные выступления, дебаты и дискуссии без предварительного согласования с властями. Первый и самый известный из таких находится на территории Гайд-парка в Лондоне. Аналогичные места предусмотрены в Канаде, Новой Зеландии и ряде других юрисдикций.

В Германии также существуют места, в которых проведение публичных мероприятий ограничено. Демонстрации или публичные собрания не могут проводиться на определенном расстоянии от охраняемых территорий, к которым, согласно Закону об охраняемых территориях конституционных органов 2008 года, относятся Бундестаг, Бундесрат и Конституционный суд. Проведение мероприятий в указанных местах возможно лишь по решению Федерального министерства внутренних дел, согласованного с председателем соответствующего органа власти.

Законодательством Сингапура, в свою очередь, также предусматривается создание специальной «зоны свободы слова» (speakers' corner в парке Лонг Хим), в которой допускается осуществление гражданами своего права на свободу слова и собраний с соблюдением ряда формальных процедур. В других общественных местах Сингапура к проведению публичных мероприятий предъявляются более строгие требования.

Особый порядок проведения публичных мероприятий действует в Брюсселе, как особо значимой политико-территориальной единице Бельгии и всего Европейского союза. Согласно Общим правилам об охране общественного порядка города Брюсселя любое публичное мероприятие должно быть санкционировано компетентным органом городской администрации. Более того, формируется общий запрет (от которого в исключительных случаях может разрешить отступить только мэр города) на проведение любых публичных мероприятий по субботам в части города Брюсселя, составляющей «Пентагон» с включением малого пояса, а также в любое время на площади Гран-Плас и на улицах, ведущих к ней.

На Филиппинах Законом об общественных собраниях 1985 года предусматривается создание «парков свободы» (freedom parks), которые являются общественным местом, где политические собрания, митинги и демонстрации могут проводиться без предварительного разрешения государственных органов.

В США существует институт «зон свободы слова» (free speech zones), предусматривающий проведение публичных мероприятий в огражденных территориях. Такие ограничения допускаются законодательством некоторых штатов, муниципальными нормативно-правовыми актами, а также локальными актами различных учреждений (больниц, учебных заведений).

Таким образом, мировая практика исходит из допустимости ограничения свободы собраний и проведения публичных мероприятий в целях обеспечения общественного порядка и безопасности, предотвращения нарушений прав и свобод граждан. Отечественное законодательство, в этой связи, в полной мере учитывает баланс интересов как организаторов и участников публичных мероприятий, так и третьих лиц и не препятствует реализации гражданами своего конституционного права на проведение мирных собраний.