В нашей стране начало занятий в общеобразовательных школах – событие далеко не рядовое. Для первоклассников, которых в этом году почти 2 миллиона, это день вступления в новый, школьный этап жизни. Для выпускников нынешний день, напротив, – шаг в завершение школьной поры. Для бабушек и дедушек, родителей, учителей – переживания, волнения, заботы. Но для всех начало учебного года – самый настоящий общий праздник. С торжественной линейкой, приветственными словами, цветами и даже слезами. У праздника красивое и в то же время обязывающее название – День знаний.
Так неизменно происходило и происходит в нашем Отечестве на протяжении многих десятилетий. Сложилась традиция, которой мы вправе гордиться. Если вдуматься, такое уважительное, даже трепетное отношение к образованию, знаниям – залог жизнеспособности нашей страны, её развития. Особенно сейчас, когда роль, авторитет, влияние государства, благосостояние граждан определяются в первую очередь качеством человеческого капитала. А оно, как известно, закладывается в общеобразовательной школе.
Праздничному настроению сегодня будет способствовать многое. Распахнут двери сотни новых или основательно отремонтированных школьных зданий, оснащённых современным оборудованием. Президент России, Совет Федерации постоянно обращали внимание на то, что строительство новых школ, детских садов, яслей, реконструкция действующих школьных и дошкольных детских учреждений – задача, без преувеличения, стратегическая. Контроль над выполнением всего намеченного установлен строгий. Строительство, модернизация зданий школ, дошкольных учреждений идут во всех субъектах Российской Федерации.
К сожалению, стало едва ли не признаком хорошего тона критиковать, а то и ругать качество школьного образования. Спору нет, проблем хватает. Но почему не замечаются или игнорируются те позитивные изменения, которые произошли в отечественной школе за последние годы? Усилия, направленные на совершенствование федеральных государственных образовательных стандартов, ЕГЭ, методик преподавания конкретных предметов, учебников, приносят плоды. О том, что качество образования повышается, говорят преподаватели вузов, колледжей, работодатели. Об этом же говорит положительная динамика российской системы школьного образования в различных международных рейтингах. Привычными за последние годы стали победы или призовые места российских школьников на международных олимпиадах практически по всем предметам – от математики, физики, химии, биологии, астрономии до программирования и информатики.
Технологическая революция не отменяет рабочих профессий. Сейчас они в нашей стране готовятся в основном в системе среднего профессионального образования. Общее образование и профессиональную подготовку в них удалось вывести на современный уровень. Свидетельство тому – второе место, занятое командой России, на чемпионате по профессиональному мастерству WorldSkills, прошедшем недавно в Казани.
В течение ряда лет острой проблемой было положение дел со школьным образованием в малых городах и сельской местности, где находятся более половины школ России. Отсюда трудности с финансированием, с набором педагогических кадров, обеспечением должного уровня образования. Однако российский гражданин должен иметь не только право, но и реальную возможность получения достойного образования, независимо от того, где он живёт, каков достаток его семьи. Не говоря уже о том, что не следует забывать «казус Ломоносова»: гениальный ученый родился и рос в российской глуши. И сегодня таланты рождаются не в одних лишь мегаполисах. Наконец, школы – это культурный очаг малых поселений, важнейшее условие их сохранения.
На заседании Совета законодателей Российской Федерации глава Российского государства чётко высказался за сохранение малокомплектных школ как полноценных образовательных учреждений. Такие шаги делаются. С 2020 года будет запущена программа «Земский учитель», призванная стимулировать приток учителей на село. Наша палата считает также необходимым совершенствование правовых норм, касающихся малокомплектных школ.
Учителя справедливо сетовали на рост бюрократизма в организации их деятельности. И в первую очередь – на увеличение разного рода отчётности. Рассчитываем, что проблема, наконец, будет решена. И количество отчётных документов резко снизится, в школах их остаётся лишь четыре — без которых невозможна организация работы учителей и школы.
Надо двигаться дальше. «Дорожной картой» здесь служит национальный проект «Образование». На его реализацию направляется почти 800 миллиардов рублей. По сути, речь идёт о перезагрузке образовательного процесса в нашей стране, приведении его в соответствие с требованиями, диктуемыми временем, современными реальностями, и в то же время – о сохранении всего ценного в отечественной системе образования. Хотела бы высказать некоторые соображения, связанные с осуществлением проекта.
1. Бесспорно, развитие информационных технологий открывает новые возможности и в сфере школьного образования. Об этом свидетельствует, в частности, опыт осуществления в Москве, ряде других регионов проекта электронной школы. Вместе с тем этот же опыт говорит о том, что делать это надо аккуратно, что называется, без фанатизма. Полагаю, что «цифра» в сфере образования – не более, чем один из методических инструментов. Педагога она заменить не может и не сможет никогда. Компьютер, робот, искусственный интеллект в состоянии оказать действенную помощь в поиске информации, избавить от рутинной работы, связанной с её запоминанием. Но только учитель может научить школьника её пониманию, навыкам интеллектуального осмысления информации, её верификации, приведению в систему. Всё это и есть то, что мы называем знаниями. Учитель, его личность – ключевое звено в образовательном процессе.
Другое дело, что время стремительных изменений, в котором мы живём, экспоненциальный рост информации предъявляют всё более высокие требования к педагогу. Нам надо брать курс на выстраивание единой системы как подготовки учителей, так и повышения их квалификации. Исходить из того, что это постоянный, непрерывный процесс.
2. Неоспоримое преимущество отечественной системы школьного образования, включая советский период, ‑ упор на его фундаментальность, на овладение пластом знаний, которые дают ответ на вопрос не только «как?», но и на вопросы «почему?» и «зачем?». На каком‑то этапе наше школьное образование ослабило внимание к этому моменту. Мы ставим задачу в сжатые сроки осуществить прорыв на интеллектуальные, технологические, производственные и иные высоты. И что особенно важно – находиться на них и далее. Усиление фундаментальности в школьном образовании – важная составляющая решения этой задачи.
3. Другая, в определённом смысле ещё более важная цель – выявление талантливых детей, подростков, юношей и девушек, создание условий для того, чтобы они реализовали свой потенциал как можно полнее. Мы немалого здесь добились. Работу по формированию нашей национальной, российской интеллектуальной элиты, притом во всех областях жизни общества, необходимо продолжать. От наших успехов здесь в очень большой степени зависят место и роль нашей страны в международном сообществе XXI века.
4. По сути, мы вступили в эпоху формирования новой цивилизации. Её отличают стремительность и глубина происходящих изменений, возникновение новых, невиданных ранее возможностей, и вместе с тем таких же вызовов, рисков, угроз. В их числе угроза дегуманизации нашего общества, утраты национальной идентичности, включая язык, культуру, самосознание. На этом фоне особенно хорошо видно, какое огромное значение имеет возвращение в российские школы принципа единства обучения и воспитания. Дело за тем, чтобы придать этой работе системный характер и тем самым повысить её эффективность.
Это тем более важно, что ожидать ослабления развязанной против нас Западом информационной войны явно не приходится. Тем не менее, намерения воздвигать новый «железный занавес» у нас нет. В этих условиях воспитательная работа не должна быть ни проповедью, ни назиданием. Её необходимо строить как диалог педагогов и школьников. Она должна включать в себя такие элементы, как доказательность, терпимость к иному мнению, уважение достоинства учащихся. В преподавании общественных наук, при всей важности знания учащимися фактов, событий, дат, на «выходе» важно иметь усвоение базовых ценностей, лежащих в основе российской цивилизации, формирование национальной идентичности, патриотизма.
Несомненно, трудные времена российской школы позади. Россия вернулась в число государств с достойным уровнем общего образования. У нас есть долгосрочная стратегия дальнейшего движения вперёд в этой сфере, есть воля и ресурсы для её осуществления.