Есть
в российском календаре профессиональные праздники, которые на самом деле
являются подлинно народными. День учителя, бесспорно, один из них.
Сколько бы ни твердили о падении престижа профессии, авторитета школьного педагога, все мы сегодня, я уверена, с теплотой вспоминаем своих любимых учителей. И, конечно же, адресуем им слова нашей искренней благодарности и признательности за всё, что они сделали для становления каждого из нас как личности, как гражданина России.
День учителя предназначен не только для того, чтобы воздать должное его труду, но и — ещё раз задуматься над общественной ролью педагога, условиями его работы, профессиональными и социальными проблемами. Со временем вопросов в этой сфере не становится меньше. Человечество сейчас проходит этап глубоких трансформаций. В первую очередь — в сфере технологий, производства, но не только. Изменения затрагивают и такой, казалось бы, консервативный общественный институт, как школа. Это мировая тенденция, и российская школа здесь не исключение.
Сегодня трудно представить себе в деталях, какой она будет даже в сравнительно недалёком будущем. Тем не менее, уверена, что учитель в школе не только останется, но и его роль значительно, я бы даже сказала, качественно возрастёт. Никакой прогресс в области робототехники, искусственного интеллекта позиций учителя не поколеблет — напротив, укрепит.
Да, магистральное направление эволюции российской школы предполагает внедрение цифровых технологий, создание на их основе новой образовательной среды. Общепризнано, что роль педагога в формирующейся цифровой школе – быть куратором, помогать ученику систематизировать получаемые знания, обучать его навыкам нахождения нужной информации, содействовать реализации его способностей, интересов. Всё верно. Но этим роль учителя не исчерпывается.
Неоспоримое преимущество отечественной школы – упор на фундаментальность образования, привитие подрастающему поколению умения думать, мыслить. А для этого необходимо и далее строить обучение таким образом, чтобы оно включало в себя получение знаний, которые отвечают не только на вопрос «как», но и на вопрос «почему» — я об этом уже неоднократно говорила. Так формируются навыки нестандартного, творческого мышления, стимулируется любознательность, появляется стремление постоянно развиваться. Из стен учебного заведения должны выходить не только образованные потребители и пользователи того, что уже создано, но и творцы, созидатели нового.
Это важнейшая, ключевая задача системы образования — для России так точно! Обеспечить ее решение может только учитель. Но для этого он должен не только досконально знать свой предмет в рамках установленных ФГОС, программ, учебников, но и, образно говоря, выходить за их пределы, знать гораздо больше и глубже, уметь поощрять творчество своих подопечных. В противном случае он будет неинтересен нынешним ученикам, для которых гаджеты, интернет, плавание по океанам информации – родная стихия. Всё, что он может им сообщить, и даже больше, школьники могут узнать и без него. В эпоху цифровизации всех жизненных сфер, включая образование, растет потребность не просто в учителе-предметнике, а в учителе-личности.
На мой взгляд, сейчас в повестке деятельности педагогов приоритетом является выработка новых форм, свободных от повторения банальностей, прописных истин, от скучной назидательности. Нельзя не видеть, что у детей, особенно старшеклассников, сформировался запрос на открытый диалог со взрослыми, в том числе и с учителями, на волнующие их общественно-политические, нравственные, духовные темы. Школа обязана оперативно откликнуться на этот запрос и в рамках урока, и в каких‑то иных форматах. Главное, что требуется здесь от учителя, — искренность, аргументированность, готовность к дискуссии, а также уважение к учащимся, их достоинству.
Чтобы в школы приходили учителя – личности, требуется обновление системы подготовки кадров. Министерство просвещения России, Российская академия образования, педагогические вузы работают над этим, готовят предложения. Нельзя затягивать с их реализацией. Может быть, уже в ближайшие год – два следует запустить соответствующие пилотные проекты.
Это необходимо ещё и по другой причине. Учительский корпус России неотвратимо стареет. Доля молодых педагогов, моложе 30 лет, — всего 5,5%. Такое положение, в частности, связано с тем, что из числа выпускников педагогических вузов в школы приходит не более половины, и из них остаются далеко не все.
Ситуацию нужно исправлять. Бесспорно, первостепенное значение в этом плане имеет восстановление и укрепление престижа профессии педагога. Когда учитель из года в год слышит с экранов телевизоров, читает в газетах, узнает из других источников, что в школы идут почти исключительно неудачники, он невольно начинает примерять к себе этот образ. Хорошо, что далеко не все педагоги обуреваемы подобными комплексами. Тем не менее, повторю, укрепление авторитета учителя – задача актуальная.
Понимание этого есть, и работа идёт. Принимаются меры по снижению разного рода отчётности. Совершенствуется система оценки и оплаты учительского труда. Положительные результаты, несомненно, даст программа «Земский учитель», необходимая регионам, – она начнет действовать с 2020 года.
Могу заверить: Совет Федерации активно поддержит все шаги, направленные на повышение роли, престижа и условий труда российского учителя.
В развитии общеобразовательной школы мы на правильном пути. Напомню, на реализацию национального проекта «Образование» направляется более 784 млрд рублей, основная их часть – из федерального бюджета. Нет сомнений, что ключевая цель проекта — вхождение России в число десяти стран, лучших по качеству общего образования, — будет выполнена.
Мы понимаем, что в мировой конкуренции шансы на лидерство больше у той страны, у которой лучшая школа, лучшие учителя. Слова поэта Андрея Дементьева я вынесла в заголовок. И закончу его же словами:
«Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
Не смейте забывать учителей!»