Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

О противодействии распространению запрещенной информации

Развитие сетевых технологий, их распространение среди широкого круга пользователей, повышение уровня информатизации общественного взаимодействия и перенос значительной части коммуникационных процессов в онлайн сферу являются причинами постепенной унификации подходов к законодательному регулированию множества вопросов, ответы на которые были даны уже довольно давно при разработке норм, регламентирующих внесетвые формы взаимоотношений. Безусловно, онлайн процессы обладают собственной спецификой, но это совершенно не означает, что по своей сущности соответствующие действия, совершенные в Интернет-пространстве, чем‑то отличаются от таких же действий, совершенных вне сети. Например, оскорбление не перестает являться оскорблением вне зависимости от того, как оно было выражено – сказано в личном разговоре, содержалось в направленном по почте письме или было отправлено в мессенджере.

Существенное же различие между сетевыми и несетевыми способами коммуникаций состоит в том, что Интернет-среда предоставляет участникам общественных процессов возможность максимально оперативного и анонимного взаимодействия, что, в свою очередь, создает основу для игнорирования сложившихся правил поведения, разработанных в том числе для обеспечения общественной безопасности. В этой связи распространение на онлайн взаимодействие тех подходов, которые являются общепризнанными для регулирования привычных общественных отношений, является не только разумным, но также более чем обоснованным. И ограничение распространения информации, представляющей потенциальную угрозу для общественной безопасности, не является в этом контексте каким‑либо исключением.

Внесенный в октябре 2019 года на рассмотрение Государственной Думы законопроект “О внесении изменений в статью 10–1 Федерального закона «Об информации, ин- формационных технологиях и о защите информации»„ призван устранить различия в подходах к ограничению распространения запрещенной в Российской Федерации информации посредством использования мессенджеров и сервисов электронной почты. Так, законопроектом предлагается распространить на сервисы электронной почты действующие в настоящее время правила об ограничении использования мессенджеров лицами, которые используют их для распространения запрещенной информации.

Предусмотренная законопроектом инициатива в полной мере согласуется с международными подходами к регулированию соответствующих вопросов.

Так, особый интерес в этой связи представляет опыт Китая, которому удалось обеспечить функционирование масштабной системы безопасности Интернет- пространства, предъявляющей высокие требования к обеспечению сохранности персональной информации пользователей и позволяющей обеспечить оперативное реагирование на сетевые угрозы безопасности граждан и государства.

В соответствии с законодательством Китая, операторы сети, оказывающие услуги по предоставлению доступа пользователей к сети и регистрации доменных имен для них, а также организации, оказывающие услуги по предоставлению доступа к стационарной или мобильной телефонной сети, либо оказывающие пользователям услуги, связанные с публикацией информации или обменом мгновенными сообщениями, должны требовать от пользователей предоставления реальной идентифицирующей их информации при подписании договоров с пользователями или подтверждении факта предоставления услуг (статья 24 Закона о кибербезопасности Китая).

Законодательство Китая также позволяет обеспечить экстренное реагирование на локализованную деятельность организованной преступности путем принятия временных мер в отношении сетевых коммуникаций в специально обозначенных регионах. Такие меры могут выражаться, к примеру, в ограничении передачи сообщений между пользователями. Законом о кибербезопасности Китая предусмотрено, что соответствующие меры могут применяться для обеспечения защиты национальной безопасности и общественного порядка, а также для предотвращения ситуаций, представляющих серьезную общественную опасность.

Сингапур, являясь одним из самых продвинутых в вопросах цифровизации экономики и сферы услуг государств, также предпринимает схожие меры регулирования общественного взаимодействия в Интернет-пространстве. Так, в 2019 году в Сингапуре был принят Закон «О защите от недостоверной информации и манипулирования в сети Интернет», предусматривающий комплексное правовое регулирование, направленное на предотвращение распространения недостоверной информации (false statement of fact) на территории Сингапура, выявление, контроль и предотвращение злоупотреблений с онлайн-аккаунтами и ботами. Соответствующие законодательные положения позволяют при выявлении факта намеренного распространения физическим лицом недостоверных сведений или совершения иных подозрительных действий с определенной учетной записи в сети Интернет запретить такому физическому лицу пользоваться услугами сервиса предоставления услуг в сети Интернет для отправки любых сообщений посредством использования одной или нескольких учетных записей. Такой запрет, при этом, может носить временный (до 3-х месяцев) или бессрочный характер.

Не отстают в вопросах регламентации безопасности Интернет-пространства и государства Европы. Так, например, законодательство Германии также предусматривает механизмы удаления размещенной в сети противоправной информации. Законом Германии «О совершенствовании правоохранительной деятельности в социальных сетях» на социальные сети возлагается обязанность по мониторингу и реагированию на жалобы пользователей, а также удалению противоправного контента или ограничению к нему доступа. За невыполнение указанных требований предусматриваются существенные штрафы в размере до 50 миллионов евро.

Законодательством Франции предусмотрено право уполномоченного государственного органа потребовать от любого сервиса в сети Интернет удалить материалы террористического характера (статья 6 Закона No 2004–575 от 21.06.2004 года «О достоверности в цифровой экономике»).

В апреле 2019 года Правительством Великобритании в целях обеспечения безопасности Интернет-пространства был разработан комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности Интернет-пространства (Online Harms White Paper). В соответствии с разработанным регулированием, компаниям рекомендуется предпринимать все необходимые меры, направленные на выявление и предотвращение распространения ложной и противоправной информации, обнаружение и удаление анонимных и спам-аккаунтов.

Кроме того, Комитет Палаты общин по цифровой и медиа сфере, культуре и спорту в своем отчете “Дезинформация и «fake news»„ отмечает важность определения ответственности технологических компаний за распространение на их платформах вредоносного и незаконного контента.

Соответствующие меры, направленные на противодействие распространению запрещенной информации, принимаются и на уровне Европейского союза. Так, Европейской комиссией были приняты План мероприятий по борьбе с дезинформацией (Action Plan against Disinformation) и Кодекс практики Европейского союза в отношении дезинформации (EU Code of Practice on Disinformation), положениями которых предусматривается обязанность IT-компаний принимать меры по обеспечению ограничения доступа к фейковым аккаунтам и вводить системы идентификации и допустимости функционирования автоматизированных аккаунтов (ботов).

В мировой практике встречаются и более «радикальные» подходы к решению проблемы обеспечения безопасности Интернет-пространства. Так, к примеру, в Египте Законом «О регулировании прессы и средств массовой информации» предусматривается возможность блокирования личных аккаунтов в социальных сетях и блогов, охватывающих аудиторию в размере от 5 тысяч человек, в случае распространения на таких Интернет-страницах недостоверной информации.

В Турции компании обязаны по запросу удалять нелегальный контент, который был признан таковым Управлением телекоммуникаций и связи (Telecommunications Communication Presidency). По запросу регулятора также может временно приостанавливаться работа Интернет-сайтов и сервисов обмена сообщениями, как это имело место в случаях с такими ресурсами, как YouTube, Facebook и Twitter.

В Венесуэле согласно Закону против ненависти и за терпимость и мирное сосуществование (Law Against Hatred, for Tolerance and Peaceful Coexistence) в отношении сетевых сервисов, которые не удаляют в течение 6 часов после запроса сообщения, содержащие оскорбления на национальной, расовой, религиозной, политической или иной почве, могут быть применены штрафы и блокировки.

Обоснованность реализации на национальном уровне соответствующих мер, направленных на противодействие противоправному поведению в сетевой сфере, не вызывает никаких сомнений и подтверждается примерами значительного числа государств, законодательство которых уже предусматривает необходимые механизмы. И чем раньше на законодательном уровне будут устранены совершенно надуманные различия между правилами общественного взаимодействия в онлайн и офлайн пространствах, тем более эффективными будут являться гарантии прав и свобод человека, а также меры по обеспечению общественной безопасности.