Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Безопасность судей как гарантия их независимости

Совершенно очевидно, что одним из важнейших элементов построения демократического правового государства является создание необходимых условий для справедливого и эффективного правосудия.

В этой связи особое значение приобретает распространение на носителей судебной власти – судей – особого правового статуса, предусматривающего дополнительные правовые гарантии, связанные как с предоставлением надлежащего уровня материального обеспечения, так и с обеспечением независимости и безопасности судей. Все эти меры в совокупности принято называть индемнитетом судей. Их деятельность, от которой во многом зависит реализация и защита прав и свобод граждан, должна быть сопряжена с созданием со стороны государства необходимой материальной и правовой базы.

Совершенно очевидно, что на государстве лежит обязанность обеспечить безопасность судейского корпуса, поскольку таковая служит гарантии независимости судей.

 Обеспечению этого принципа существенное внимание уделяется как национальными институтами, так и международными структурами. Государственная защита судей – необходимое условие функционирования судебной системы.

Как отмечает Венецианская комиссия, судебная власть должна быть независима от какого‑либо внешнего влияния (Отчет Венецианской комиссии о независимости судебной системы: Независимость судей (CDL-AD(2010)004)). В процессе принятия решения судьи должны иметь возможность действовать без каких‑либо ограничений, неправомерного воздействия, вмешательства либо угроз со стороны любых лиц. В этой связи в целях обеспечения надлежащих условий осуществления правосудия за совершение подобных действий должна быть предусмотрена юридическая ответственность.

Аналогичной позиции в части обеспечения независимости судей и недопустимости оказания на них неправомерного влияния придерживаются Совет Европы (Рекомендация 94 Комитета министров Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей») и Организация Объединенных Наций (Основные принципы независимости судебной власти 1985 года).

Вместе с тем мировая практика по вопросу обеспечения независимости судей так- же исходит из того, что им должен предоставляться иммунитет от привлечения к юридической ответственности за действия, совершенные при осуществлении своей деятельности. Существенным в данном контексте является также предоставление указанным лицам иммунитета от ареста и содержания под стражей, которые могут помешать работе суда (Заключение Венецианской комиссии об изменениях законодательства Грузии, связанных с проведением судебной реформы (CDL-AD(2005)005)).

В этой связи не могут не вызывать обеспокоенность случаи давления на судейский корпус, осуществляемые в том числе посредством совершения тяжких преступлений в отношении судей.

Так, многие помнят громкий случай убийства судьи Московского городского суда Чувашова Э.А., совершенного участниками организации, получившей название «Боевая организация русских националистов» (БОРН). Приговором Московского областного суда от 21 апреля 2015 года, вынесенного на основании вердикта присяжных заседателей, признаны виновными в совершении ряда преступлений, в том числе убийства судьи Чувашова Э.А., подсудимые Баклагин М.Ю., Исаев В.Е. и другие лица. Признанные виновными в совершении убийства судьи приговорены к пожизненному лишению свободы.

Очевидно, что внимание общественности к деятельности судов и судейскому корпусу не всегда имеет положительный эффект, бывают случаи, когда требуется принятие специальных дополнительных мер по обеспечению безопасности судебного процесса и судей. Так, например, в течение 2019 года 16 судей находились под государственной защитой. В течение 2018 года организовано привлечение группы быстрого реагирования судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) к обеспечению безопасности 733 судебных заседаний, имеющих социально- значимый резонанс. В течение 2019 года такие группы привлекались к обеспечению безопасности уже в 948 случаях.

Подход относительно необходимости создания надлежащих условий, обеспечивающих безопасность и позволяющих судье должным образом выполнять свои обязанности, поддерживается в рамках Совета Европы. В частности, согласно положениям пункта 38 Рекомендаций Комитета министров Совета Европы от 17 ноября 2010 года (CM/Rec(2012)12) государствами должны быть предприняты все необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности судей, которые могут включать в себя меры по защите здания суда или самих судей персонально, которые могут стать жертвой противоправных действий.

В свою очередь, ООН в лице Комиссии по правам человека также подчеркивает необходимость принятия государствами в целях обеспечения независимости судей и представителей юридического сообщества эффективных законодательных, правоохранительных и иных мер, которые позволят обеспечить выполнение судьями своих профессиональных обязанностей в отсутствие совершения каких‑либо актов агрессии или угроз со стороны любых лиц (Резолюция Комиссии по правам человека ООН 2004/33).

Данная позиция получает развитие в том числе и при решении конкретных проблем, связанных с надлежащим обеспечением правовых гарантий деятельности судей на национальном уровне. Так, к примеру, Верховный комиссар ООН по правам человека призвал Колумбию принять на себя обязательства по защите жизни и неприкосновенности прокуроров, судей, сотрудников судебной полиции, потерпевших и свидетелей, не нарушая при этом основных прав обвиняемых (Отчет Верховного комиссара ООН по правам человека E/CN.4/2000/11).

Аспект безопасности в качестве особо значимого элемента правового статуса судей также признается Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В частности, ОБСЕ в своем Отчете «Запугивание судей: безопасность судей и прокуроров» исходит из необходимости создания свободных условий отправления правосудия в отсутствие угрозы причинения физического вреда как самому судье, так и членам его семьи, а также распространения на представителей судейского корпуса стандартов независимости и беспристрастности, применяемых в отношении должностных лиц законодательной и исполнительной власти.

В то же время является очевидным, что совершенные противоправные действия в отношении конкретных судей оказывают негативное воздействие не только на отдельные персоналии или определенное судебное учреждение, но и на всю сформировавшуюся в государстве судебную систему.

Таким образом, построение демократического правового государства со справедливой и эффективно функционирующей судебной системой, обеспечивающей защиту прав и свобод, непременно требует принятия всех необходимых мер, направленных на реализацию правовых гарантий профессиональной деятельности судей, в особенности в части их неприкосновенности и безопасности. Безопасность судей и других участников процесса – неотъемлемое условие правового развития.