Блоги сенаторов

Все записи блога Клишас Андрей Александрович Клишас
Андрей Александрович
Председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Кибербезопасность без границ

Довольно часто сейчас можно услышать популистские лозунги и громкие заявления, смысл которых сводится к тому, что политика ряда государств направлена на ограничение распространения информационных технологий и обеспечение подконтрольности информационного пространства. Такие заявления не обошли стороной и Россию, в которой в последнее время реализуются последовательные действия, направленные, вопреки распространенным заблуждениям, на обеспечение безопасного и стабильного характера функционирования глобальных информационных систем, а отнюдь не на изоляцию российского сегмента Интернета, как, опять же, зачастую указывают некоторые общественно-политические обозреватели. В этой связи отсылки к неопределенным сущностям, таким как «коллективный Запад» и «развитые демократические государства», являлись единственными доказательствами безосновательных заявлений, которые иначе как попыткой набрать политические очки назвать нельзя.

В то же самое время указанный «коллективный Запад», который, к слову, нередко всесторонне поддерживает лозунги, осуждающие российскую политику в сфере информационных технологий, правда, пока дело не доходит до вопросов собственной безопасности, признает отстаиваемые нашим государством принципы безопасного киберпространства. Так, Генеральная Ассамблея ООН приняла предложенную Российской Федерацией Резолюцию A/C.3/74/L.11 «Противодействие использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». Поддержали резолюцию 79 стран, а против проголосовали 60. Эти обстоятельства свидетельствуют о том, что на фоне уже становящихся обыденными случаев утечки персональных данных, которые нередко используются злоумышленниками, государства больше не могут ждать разрешения соответствующих проблем со стороны участников IT-рынка. Последние события наглядно иллюстрируют, что без государственного вмешательства и межгосударственного сотрудничества развитие информационных технологий начинает предельно широкого использоваться для нарушения прав и свобод человека, а не для достижения тех целей, для которых такие технологии создаются.

Одним из важнейших положений принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции является положение, в котором признается необходимость сотрудничества между государствами в борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, а также необходимость наращивания потенциала национальных органов для противодействия такому использованию этих технологий. Отечественное законодательство в последние годы планомерно развивалось в указанном направлении – был принят ряд законов, направленных на обеспечение сохранности персональных данных, оперативное выявление лиц, использующих Интернет-пространство для совершения противоправный деяний, а также направленных на создание устойчивой системы доступа к Интернету для всех пользователей.

России удалось убедить значительную часть международного сообщества в том, что данная проблема носит трансграничный характер и теперь вопрос будет решаться на универсальном уровне в рамках ООН. Так, принятой резолюцией было также постановлено «учредить специальный межправительственный комитет экспертов открытого состава, представляющий все регионы, для разработки всеобъемлющей международной конвенции о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, в полной мере учитывая предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия по борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях». Данная инициатива, безусловно, заслуживает всесторонней поддержки и одобрения, так как Интернет-преступность все в большей степени приобретает трансграничный характер и объединяет все более значительное число злоумышленников из самых разных стран мира. Наше государство будет готово поделиться своим опытом, который предварительно можно признать удачным.

Между тем не все государства разделяют идею необходимости совместной борьбы с киберпреступлениями. Впрочем, не вызывает удивления тот факт, что главными противниками принятия Резолюции A/C.3/74/L.11 стали Соединенные Штаты, которые стараются убедить всех в том, что любые российские инициативы таят в себе скрытую угрозу. И хотя подобная позиция наших скептически настроенных партнеров уже должна была стать привычной, она все же вызывает определенное удивление, обусловленное прежде всего тем, что не так давно сами Соединенные Штаты, признавая масштаб проблемы обеспечения кибербезопасности, совершенно бездоказательно активно продвигали миф о том, что посредством использования киберпространства Россия вмешивается в политические процессы везде, где происходят события, по тем или иным причинам неудобные для США. Но когда на повестке стоит вопрос национальной безопасности и действительного характера возникшей угрозы, подыгрывать Соединенным Штатам хотят далеко не все, что подтверждается голосованием по принятой Генеральной Ассамблеей ООН резолюции.

Представители США в преддверии голосования заявляли, что данная резолюция подорвет международное сотрудничество по борьбе с киберпреступностью. Однако вразумительного ответа на вопрос о том, как соглашение, призывающее к сотрудничеству, будет этому самому сотрудничеству препятствовать, от американской стороны, равно как и от других стран, голосовавших «против», так и не прозвучало. Более того, в резолюции прямо закрепляется, что необходимо учитывать в полной мере предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия по борьбе с использованием информационно-коммуникационных технологий в преступных целях, поэтому о навязывании со стороны России каких‑либо моделей решения возникшей проблемы не может идти и речи.

Резолюция и предусматриваемая ей всеобщая конвенция о противодействии использованию информационно-коммуникационных технологий в преступных целях являются основополагающими для развития сотрудничества в сфере противодействия трансграничной преступности среди всех государств в мире. Киберпространство, как известно, характеризуется тем, что оно не связано ни государственными границами, ни конкретной юрисдикцией, поэтому борьба с киберпреступлениями исключительно на национальном уровне не может быть признана эффективной. Только совместными усилиями государств на началах равенства и взаимопомощи можно выработать такой подход, который в полной мере позволит обезопасить Интернет-пространство.

Остается надеяться, что уже достигнутые результаты межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия киберпреступности не станут простой декларацией о намерениях, а приведут к реализации всеми государствами решительных мер по борьбе с киберпреступлениями.

Невозможно отрицать, что данная проблема является всеобщей, и факт того, что инициатором принятия резолюции выступила в том числе Российская Федерация, не должен становиться камнем преткновения в решении соответствующих вопросов, поскольку предубеждение отдельных государств относительно России может поставить под угрозу в первую очередь права и свободы их собственных граждан. Российская Федерация, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, осознает свою ответственность перед международным сообществом в вопросах поддержания всеобщего мира и безопасности. Позиция нашего государства в этом вопросе последовательна и весьма прозрачна – Россия призывает прекратить борьбу с мнимыми угрозами и сделать все возможное, чтобы обеспечить соблюдение прав и свобод человека.