Специальное антикоррупционное законодательство в нашей стране стало формироваться с момента принятия в декабре 2008 года базового федерального закона о противодействии коррупции.
На протяжении 11 лет в него практически ежегодно вносились поправки, направленные на совершенствование антикоррупционных механизмов. Параллельно шел процесс совершенствования законов, регулирующих статус должностных лиц, институтов ответственности, поскольку противодействие коррупции – институт комплексный, представленный нормами административного, уголовного, служебного права.
Вместе с тем, в ходе эволюции системы антикоррупционного законодательства, ужесточения его норм, возникали и серьезные проблемы применения.
Поселенческий уровень – решение найдено
Напомню, что в 2015 году была введена обязанность представлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера для депутатов представительных органов сельских поселений, в том числе работающих на непостоянной основе. При этом нужно понимать, что в подавляющем большинстве сельские депутаты осуществляют свои полномочия именно на непостоянной основе.
И здесь сразу обозначился целый ряд проблем объективного и субъективного свойства. Это и сложности на этапе сбора необходимых документов по объектам недвижимости, по банковским счетам, так как в сельских поселениях зачастую отсутствуют отделения кредитных организаций. Это и отсутствие должной методической поддержки, поскольку собрания депутатов в сельских поселениях зачастую не имеют аппаратов, сотрудники которых могли бы проводить первичную проверку представляемых сведений.
При этом сами коррупционные риски здесь минимальны. Значительная часть сельских депутатов – это работники бюджетной сферы, это люди, которые постоянно «на виду», активно ведут общественную деятельность, взаимодействуют с жителями своего поселения и не получают материальных выгод от своего статуса.
Создавшаяся ситуация повлекла существенное снижение интереса граждан к избранию в представительные органы сельских поселений, фактически к подрыву данного института народного представительства. Это ярко показали выборы 2016 года. На протяжении нескольких лет вопросы изменения порядка декларирования поднимались многократно муниципальными органами власти и их объединениями, региональными парламентами
На сегодняшний день ситуация исправлена. В июле 2019 года в статью 121 федерального закона о противодействии коррупции были внесены поправки в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе. Теперь их обязанность предоставлять такие сведения закреплена только в случае совершения в течение отчетного года определенных сделок на общую сумму, превышающую доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При отсутствии таких сделок сельские депутаты сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта.
Требования и гарантии в регионах
Сейчас в регионах, в соответствии с требованиями федерального законодательства, сформирована своя система законодательных и подзаконных актов. Она достаточно унифицирована. Приняты специальные законы о противодействии коррупции, законами закреплены антикоррупционные нормы в статусе должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, действуют кодексы этики и служебного поведения, антикоррупционные стандарты поведения публичных лиц в потенциально-коррупционных сферах. Сформирована и организационная основа – действуют комиссии и иные специальные органы по противодействию коррупции.
Правоприменительная практика, сложившаяся в этой сфере, выявила недочеты, недоработки нормативного регулирования, направления совершенствования. И сейчас можно говорить о переходе регионального антикоррупционного законодательства на некоторый качественно новый этап развития, обеспечивающий более корректное, эффективное применение.
Так, в большинстве своем регионы идут по пути максимально подробного нормативного регулирования:
— во‑первых, порядка предоставления обязанными лицами сведений о доходах, расходах и об имуществе;
— во‑вторых, порядка проверки таких сведений;
— в‑третьих, определяют четкий перечень оснований для проведения таких проверок.
Коррупция со стороны чиновников любого уровня, безусловно, подрывает авторитет и доверие граждан к публичной власти. Однако необоснованное преследование по антикоррупционным мотивам приводит к тому же самому результату. Презумпция невиновности и соблюдение прав проверяемых чиновников – неотъемлемые составляющие противодействия коррупции. В то же время известны случаи, когда проверяемым не дают возможности ознакомиться с материалами дела и обвинения, подготовиться к защите своих прав или привлечь для этого профессионального юриста или эксперта. Рассмотрение дел о коррупционных злоупотреблениях или их отсутствии в деятельности должностных лиц должно быть объективным, справедливым, честным и прозрачным.
В связи с этим необходимо обратить внимание на положительный опыт отдельных регионов – закрепление на уровне закона гарантий обеспечения прав лиц, в отношении которых проводится проверка достоверности и полноты предоставленных ими сведений о доходах, расходах и об имуществе. Речь идет о правах указанных лиц при проведении проверок и процессуальных аспектах их реализации. В частности, региональными законами закрепляется право лица на ознакомление с материалами и итоговым документом проверки, право делать выписки из них, получать их копии, предоставлять дополнительные материалы и пояснения и ряд других гарантий.
По сути, это уже развитие процедурно-процессуальных механизмов, сопровождающих исполнение обязанностей и соблюдение прав лиц, на которых распространяются антикоррупционные требования.
Таким образом, выстраивая законодательную основу противодействия коррупции, региональный законодатель должен учитывать все аспекты, связанные с реализацией единой государственной антикоррупционной политики, публичных интересов, а также прав и интересов личности. Доскональная регламентация данных процедур во избежание любых манипуляций и злоупотреблений – залог успешности дальнейшей антикоррупционной работы.
Не панацея, но решение
Борьба государства с любым противоправным явлением – это не только ужесточение ответственности, но прежде всего включение механизмов правового просвещения, правовой информированности, повышения правовой грамотности всех граждан страны. Будущее этих механизмов, конечно же, за интернет-технологиями, которые обеспечат их оперативность, круглосуточную и повсеместную доступность, адресность.
В 2018 году в Ростовской области был запущен пилотный проект «Правовая помощь онлайн». Суть проекта заключается в получении всеми желающими бесплатных видеоконсультаций в отделениях МФЦ от сотрудников органов государственной власти и учреждений во всех муниципалитетах. Правительством области создан специальный портал, на котором, не выходя из дома, можно записаться на прием в МФЦ и потом прийти в назначенное время за получением правовой помощи в режиме онлайн. Сейчас такие консультации оказывают ряд областных министерств, территориальные подразделения МВД России, Управления Росреестра, Роспотребнадзора, Отделение Пенсионного фонда, областная прокуратура, члены Ростовского отделения Ассоциации юристов России.
Об эффективности и востребованности данного проекта свидетельствует не только региональная статистика. Проект «Правовая помощь онлайн» стал победителем всероссийского конкурса «Лучший МФЦ России 2018» в номинации «Лучший проект МФЦ». В сентябре прошлого года проект занял первое место в номинации «Народное признание» Всероссийского конкурса «ПРОФ-IT». Недавно 1-й канал в новостях показал сюжет о нашем проекте, и к нам посыпались заявки граждан на оказание консультаций уже из других регионов России.
Опыт Ростовской области – это пример того, что проблематика правового просвещения выходит на качественно новый уровень. По инициативе Совета Федерации Минюстом России сейчас разрабатывается Единый портал правового информирования и правового просвещения. Речь идет о создании общероссийского цифрового контура правового просвещения.
По нашему, теперь уже совместному, замыслу портал должен интегрировать лучшие региональные практики в данной сфере, будет максимально наполнен правовой информацией, которая понятна и доступна для человека, не обладающего юридическими познаниями. Мы обсуждали эту идею на площадке Совета Федерации в широком представительстве регионов, собрали и проанализировали все предложения. Существует запрос на создание обширного автоматизированного сервиса правового просвещения как в тематическом разрезе, так и с ориентацией на целевые группы.
В состав тематических блоков регионами предложено включить в том числе и антикоррупционную тематику, вопросы применения законодательства о закупках, имеющего высокие коррупционные риски.
Государственным служащим нужны специализированные курсы повышение квалификации с подробными разъяснениями и по вопросам антикоррупционного поведения, и по вопросам предоставления ежегодных сведений о доходах с анализом типичных ошибок, а не только сухие положения административного и уголовного законодательства. Такие методические разработки и видеоматериалы также необходимо включить в содержательный контент портала.
Кроме того, на портале предлагается создать единую интерактивную карту, позволяющую перемещаться по правовым ресурсам каждого региона, предусмотреть возможность интерактивных приемов и онлайн-консультаций для граждан, разместить типовые формы документов и так далее.
Президент России в своем послании Федеральному Собранию-2020 уделил особое внимание роли интернета в жизни россиян, о возможностях реализации в стране проекта «Доступный интернет» для обеспечения бесплатного доступа к социально-значимым отечественным интернет-сервисам. Надеемся, что этот год станет решающим и портал начнет свою работу как один из, безусловно, важных, социально-значимых проектов государства.