4 февраля 1945 года – 75 лет назад – начала свою работу Ялтинская конференция. Её главным итогом стало обеспечение мира народам земли на многие десятилетия.
От тех февральских дней до Дня Победы оставалось еще три месяца. Однако советские войска уже подходили к Берлину, успешно наступали армии союзников, так что было ясно: окончательное поражение фашистской Германии – лишь вопрос времени. А потому главы стран-лидеров антигитлеровской коалиции – Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль – имели все основания считать, что именно на их плечи ложится ответственность за подведение итогов заканчивающейся войны, устройство послевоенного мирового порядка.
И они сделали это в ходе Ялтинского саммита — так мы назвали бы его сегодня. Принципы нового мирового порядка, карта послевоенной Европы, включая межгосударственное размежевание, создание Организации Объединённых Наций — все это плоды встречи в Ялте.
75 лет — срок значительный. Во всех сферах жизни людей произошли огромные изменения. И всё же невозможно отрицать, что и сегодня международное сообщество живет, функционирует во многом в соответствии с правилами Ялты.
Степень этого соответствия неодинакова – зависит от ситуации, от позиции отдельных государств. Порой она исчезающе мала. Но было бы ошибкой утверждать, что ялтинская система целиком и полностью в прошлом. Да, принципы послевоенного мироустройства, о которых удалось договориться в Ялте, имели как очевидные плюсы, так и минусы для всех сторон. По‑другому и быть не может, когда решения рождаются в результате взаимных уступок. Но нельзя не видеть, что эти договоренности не дали миру скатиться в новую войну, а такая опасность реально существовала. Конференция и достигнутые на ней компромиссы предотвратили ее.
Суть того, что состоялось на этой встрече, можно выразить, на мой взгляд, словами: трудно достигнутое согласие. С акцентом на слово «согласие». Вспомним, участниками «большой тройки» были не просто государства, а державы, обладавшие огромной военной мощью. У каждой из них — свои национальные интересы. Вдобавок, они еще и идеологические противники: Советский Союз с одной стороны, Великобритания и США — с другой. Но участники Ялтинского саммита сумели выйти на компромиссные решения.
И Сталин, и Рузвельт, и Черчилль продемонстрировали единство в понимании того, что мир, безопасность народов неизмеримо выше амбиций, идейных разногласий и интересов отдельных государств. Вот в этой способности подняться над разногласиями, договориться во имя главной цели – окончательное уничтожение фашизма и нацизма, установление прочного мира и безопасности на планете для всех стран и народов – я вижу ценнейшую составляющую наследия Ялтинской конференции. Убедительный пример для нынешних поколений политиков, государственных деятелей, немалая часть которых не проявляет готовности к открытому равноправному диалогу, поиску взаимоприемлемых договоренностей. Во многом благодаря Ялтинской конференции человечество уже три четверти века не знает масштабных вооруженных конфликтов – пресловутых «больших войн», избегает ядерной войны.
Среди принятых в Ялте решений одно из самых важных – создание Организации Объединённых Наций. В ее лице человечество впервые получило достаточно эффективный инструмент обеспечения коллективной безопасности, поддержания и укрепления мира, развития сотрудничества между всеми странами. Сталину удалось отстоять принцип единогласия пяти постоянных членов Совета Безопасности. Принятие решений большинством голосов, на чем настаивал, в частности, Рузвельт, неизбежно привело бы к доминированию США, их союзников в этой ключевой структуре. Существование ООН как международного института, призванного поддерживать мир и безопасность на планете, противодействовать глобальным вызовам и угрозам, в таком случае вообще теряло бы смысл. Тогда как принцип единогласия является основой системы «сдержек и противовесов», без которых не обходится ни одна международная организация, побуждая ведущие государства мира договариваться между собой.
Бесспорно, в последние десятилетия ООН сталкивается с немалыми проблемами. Ее влияние на ход событий в мире слабеет. Однако это не означает, что ООН изжила себя. Она остается организацией, обладающей высокой легитимностью, единственным механизмом глобального управления, который опирается на фундамент международного права и охватывает практически все сферы человеческой деятельности – от политики и экономики до экологии и гуманитарного сотрудничества. Россия выступала и выступает за повышение роли ООН посредством адаптации ее к реалиям XXI века.
Есть и ещё один урок Ялты. Именно решающий вклад Советского Союза в победу во Второй мировой войне во многом определил исход конференции, содержание принятых документов. Успехи Красной армии не могли не произвести впечатления на Рузвельта и Черчилля. Вот документ, подтверждающий это. В письме И. Сталину от 23 февраля 1945 года У. Черчилль писал: «Красная Армия празднует свою двадцать седьмую годовщину с триумфом, который … решил участь германского милитаризма. Будущие поколения признают свой долг перед Красной Армией так же безоговорочно, как это делаем мы, дожившие до того, чтобы быть свидетелями этих великолепных достижений». Было бы неплохо, если бы те нынешние политики, государственные деятели, которые ставят на одну доску Советский Союз и гитлеровскую Германию, вникли в слова человека, которого, как известно, трудно заподозрить в симпатии к СССР. Но даже он не считал возможным отрицать очевидные факты.
Несомненно, залогом успеха переговоров, помимо военной мощи Советского Союза, стала общая заинтересованность всех участников «большой тройки» в скорейшем разгроме нацизма, стремление создать условия, исключающие возможность повторения драмы, пережитой человечеством. К сожалению, наши партнеры до сих пор уважают военную силу, с чем и приходится считаться России.
В коммюнике Ялтинской конференции говорится, что только в условиях роста сотрудничества и взаимопонимания между нашими тремя странами и всеми миролюбивыми народами может быть реализовано высшее стремление человечества — прочный и длительный мир. Сегодня эта мысль не менее актуальна, чем 75 лет назад.
За эти годы было много попыток ревизии решений Ялтинского саммита. Но дух Ялты жив. И его возрождением человечество обязано России. Под духом Ялты я и имею в виду, прежде всего, многополярный мир, позволяющий всем странам на деле становиться субъектами политического процесса, выстраивать друг с другом равноправные, взаимовыгодные отношения, договариваться на основе самостоятельно определяемых национальных интересов. Суверенная, сильная, самодостаточная Россия, какой мы видим ее сегодня, — обязательное условие такого мироустройства.
В последнее время в связи с нарастающими глобальными угрозами все чаще звучат предложения о необходимости «новой Ялты». Согласна с Президентом России Владимиром Путиным в том, что страны — основательницы Организации Объединенных Наций должны взять на себя ответственность за сохранение и устойчивое развитие человечества, выработать обновленные подходы к обеспечению стабильности на планете. Его предложение провести встречу глав государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН прозвучало своевременно.
75 лет назад ведущие мировые державы смогли при наличии серьезных противоречий прийти к соглашениям, проникнутым духом единства и общими интересами. Даже в эпоху противостояния двух сверхдержав — идеологических противников, созданная странами-победителями система позволяла не допускать критического развития ситуации.
Сегодня, когда на планете накоплен огромный арсенал ядерного оружия и средств его доставки, это особенно важно. Уберечь мир от опасности возникновения конфликта, губительного для всего человечества, могут только открытый, честный, равноправный диалог, только понимание неизбежности и безальтернативности политического урегулирования любых имеющихся проблем и разногласий, достижения мирных договорённостей. Именно такой курс проводит наша страна. И он находит всё больший отклик в международном сообществе.