Блоги сенаторов

Все записи блога Климов Андрей Аркадьевич Климов
Андрей Аркадьевич
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

ОНИ и НАШИ поправки

Не успела фельдъегерская служба доставить в российский парламент президентские поправки к Конституции РФ, как до боли знакомые иноземные оппоненты подняли опереточную истерику. Не буду тратить внимание читателя на пересказ панических постов, псевдонаучного словоблудия и конспирологических эссе. Начну с главного: а какое собственно дело иностранным дамам и господам до изменений Основного закона Российской Федерации? Они, что, намерены срочно переехать к нам на постоянное жительство или попросить включить их территории в число субъектов нашей Федерации? Мы, во всяком случае, ничего подобного не предлагаем и не предполагаем.

Граждане России по инициативе избранного ими главы государства начали обсуждать возможные уточнения отечественной Конституции с учетом собственного исторического опыта и вызовов 21-го века. Делается это в рамках действующего Основного закона РФ. Здесь можно бы и точку поставить. Однако всплеск интереса критиков России позволяет сделать ряд немаловажных выводов.

Например, к чему десятилетиями подряд, 24 часа в сутки призывают нас разнообразные иностранные голоса? К «демократии»! Почему против нас США и их пособники вводят многочисленные незаконные рестрикции («санкции»)? Якобы «из‑за недостатка демократии»! А что такое демократия? Народовластие! Насколько же внесенные В. Путиным предложения соответствуют его базовым принципам?

Итак, отвечают ли требованиям всевластия российского народа на своей, российской земле предложения закрепить в тексте Конституции положения, запрещающие занимать ключевые государственные посты лицам с иностранным гражданством? Если вы ознакомитесь, например, с клятвой гражданина США, то обнаружите, что он (она) безусловно отказывается работать в интересах какого‑либо иного государства или суверена, кроме американского. Таким образом, попади такой человек на командные посты в России, ему придется либо стать клятвопреступником, либо работать лишь в интересах Соединенных Штатов. Следовательно, возникает возможность прямого конфликта интересов. Конфликта, не совместимого с целым рядом важных государственных постов.

В Российской Федерации без малого двадцать лет мы защищаем федеральными законами ключевые должности в законодательной, исполнительной и судебной власти от лиц с двойным гражданством. Автор в начале нулевых принимал непосредственное участие в разработке и принятии этих законов. Прекрасно помню, кто и как сопротивлялся данным идеям. Чтобы в будущем их точка зрения не привела к отмене уже принятых законов, важно закрепить такого рода требования в Конституции РФ, что и предложил сделать В. Путин.

Еще пример – приоритет конституционных норм над решениями международных организаций. Это право закреплено в основных законах многих стран, включая те же США. У нас, увы, пока остается пространство для сомнительных толкований. В то же время в основе Конституции России уже заложен бесспорный тезис о том, что только сам многонациональный российский народ (и только он) является носителем нашего национального суверенитета. Включение в текст Основного закона предложенной В. Путиным поправки вносит в этом вопросе полную ясность. То есть имевшие место решения различных международных органов разрешить, например, заключенным участие в выборах или обязать избирательные комиссии безусловно регистрировать номинированных из‑за рубежа кандидатов на выборные должности в обход норм законов РФ будут изначально обречены самой Конституцией России, обеспечивая исключительные суверенные права нашего народа на его собственной территории.

Также в полном объеме соответствуют принципам народовластия предложения о закреплении в Конституции понятия уже существующего в РФ Государственного совета. До сих пор этот институт взаимодействия высших должностных лиц исполнительной власти субъектов Федерации и Президента страны основывался на указе главы государства. Но указ не закон, любой следующий руководитель страны может в одночасье его отменить или изменить. Чтобы закрепить данный важный для Федерации орган законом РФ, само понятие Госсовета следует сначала ввести в Конституцию. После чего представляющий народ России парламент во взаимодействии с региональными парламентами примет соответствующий нормативный акт в форме федерального закона о Госсовете. Собственно говоря, это и есть одна из предложенных Владимиром Владимировичем новаций.

А еще президентские предложения на деле расширяют функции Федерального Собрания, которое, как известно, выполняет не только законодательные, но и представительские функции. После вступления в силу провозглашенных В. Путиным инициатив Государственная Дума расширит свое влияние в части формирования Правительства, а Совет Федерации — в формировании силового блока и высшей судебной власти России. Это тоже шаг в деле развития отечественной демократии.

Вовлечение органов местного самоуправления в общее для страны правовое пространство (также предложенное В. Путиным) дополняет возможности этих органов власти в интересах жителей соответствующих территорий и усиливает тем самым использование современных демократических механизмов и процедур в едином конституционном поле Российской Федерации.

Отдельная тема – закрепление дополнительных социальных гарантий в тексте Основного закона страны. Такого рода предложения основаны на наказах большинства российских избирателей. Они прямо защищают социальные права российского народа и усиливают социальный характер нашего государства. Ни один последующий президент, очередной премьер, министр, депутат не смогут даже предложить подобное, не нарушив предлагаемый текст Конституции РФ.

Наконец, все вышеназванное наш Президент намерен ввести в действие только после всероссийского голосования за предложенные конституционные новации, после их прохождения через всенародное обсуждение и голосование в парламенте. То есть для корректировки Конституции В. Путиным инициирован принцип прямой демократии.

Самое время вернуться к началу этого разговора. Де-факто внешние оппоненты, огульно критикуя президентские предложения в Конституцию РФ, пытаются помешать развитию народовластия в нашей стране, попутно посягая на ее суверенитет и нормы Устава ООН.

P.S. Автор теперь практически в ежедневном режиме объясняет вышеназванное иностранным дипломатам и моим зарубежным коллегам по межпарламентском диалогу. К счастью, тех, кто нас не только слышит, но и понимает, за рубежом становится все больше. В любом случае Россия не свернет с намеченного курса, а окончательное решение останется за голосованием российских граждан.