Нет сегодня вопросов более важных, чем борьба с распространением коронавируса, защита здоровья и жизни людей, обеспечение устойчивости экономики, сохранение занятости и доходов наших граждан. И хотя пик распространения инфекции не пройден, есть все основания заявить, что мы оказались готовы к этой ситуации лучше многих других стран. В сложившейся беспрецедентной обстановке органы исполнительной и законодательной власти всех уровней не растерялись, демонстрируют профессионализм и действуют результативно. Оперативно разрабатываются и принимаются неотложные решения, вносятся необходимые изменения в законы. Самоотверженно работают врачи, весь медицинский персонал, поликлиники, больницы. Вместе с ответственным, по‑настоящему гражданским поведением большинства наших граждан это приносит осязаемые плоды. У нас нет территорий бедствия, где люди оказались полностью беззащитными перед лицом инфекции. События не развиваются стихийно. Принятые точные меры и точечные ограничения позволили, прежде всего, выиграть время. И уже можно с уверенностью сказать – это время потрачено не впустую: организованы дополнительные медицинские мощности, подготовлен коечный фонд, оперативно возводятся 16 новых медицинских центров военными строителями.
Ситуация в стране – эпидемиологическая, экономическая, социальная, общественно-политическая – под контролем.
Бесспорно, всё это вселяет оптимизм, уверенность в том, что наша страна победит коронавирус. При любом из рассматриваемых экспертами сценариев развития событий! И понятно, что это вопрос уже не далекого времени. Об этом сказал и Президент.
А затем, непременно придет черед анализа и конструктивных действий по нормализации посткоронавирусной жизни. Какой она будет? Готовы ли мы к ней?
Уже понятно, что пандемия окажет гораздо более масштабное влияние на мир, чем виделось ещё месяц-два тому назад. Фактически – изменит его. Во многих сферах.
Выйдут из этой сложной ситуации не только с наименьшими потерями, но и, обретя иные, конкурентные качества, усилившись, те государства, которые вовремя, по сути, раньше других осмыслят новые политические, экономические, социальные, культурные реальности. Отреагируют на них. Почувствуют дух времени, отразят его законодательно. Создадут правила, не противоречащие нарождающемуся социальному укладу.
Считаю, всесторонний глубокий анализ этого вынужденно приобретенного опыта необходимо вести уже сегодня. Чтобы не оказаться потом, завтра пассивными наблюдателями, а начинать самим активно влиять на будущее развитие России. Чтобы не утратить свои позиции в мире, свой суверенитет.
Полагаю, в ближайшее время мы создадим в Совете Федерации рабочую группу, которая проведёт ревизию нашего законодательства с учетом испытаний в нынешних форс-мажорных условиях, и подготовит предложения по его совершенствованию. Сенаторам дано поручение мониторить, оценивать, анализировать то, как регионы проходят через режим ограничительных мер, «удаленку», цифровизацию общения с государством и так далее.
Эксперты заявляют: часть «кризисного», «коронавирусного» уклада жизни обязательно в каком‑то виде, более мягком, оправданном, будет перенесена в будущую повседневность. Просто потому, что это оказалось более удобным в современных реалиях.
Определенные области неминуемо потребуют серьезной законодательной модификации, а где‑то и полной трансформации подходов, системной работы депутатов и сенаторов. Не отложенных решений, а изменений в ближайшем будущем. Время диктует совершенно другой ритм работы.
Идёт становление качественно новой, цифровой цивилизации. В самостоятельную жизнь вступает уже как минимум второе поколение людей, которые родились, получили образование, сложились как личности и граждане в этих условиях. У них во многом иная ментальность, иное видение происходящих изменений. На первом месте для них ценности индивидуальной свободы, интеллектуального и делового творчества, возможность самореализации в самых различных областях – от науки, искусства до бизнеса и государственной службы. Они ориентированы на гибкую организацию трудовой деятельности, на ведение её за пределами предприятий и офисов. Тем более, что современные технологии открывают такую перспективу. Уже давно.
И этот настрой людей, и скорость научно-технического прогресса, и нынешняя ситуация диктуют, на мой взгляд, необходимость отказа и в законодательстве, и в деятельности органов исполнительной власти от установки на детальную, порой мелочную нормативную регламентацию всего и вся. Определять, что работать можно только за столом с высотой столешницы 725 мм в XXI веке – нонсенс, архаизм. Такие законодательные архаизмы надо устранять. Следует провести ревизию действующего законодательства на предмет выявления и отмены всего, что носит явно необязательный характер, не способствует, а то и препятствует модернизации технологий, укреплению конкурентоспособности отечественной экономики, повышению качества жизни людей.
Многие компании сейчас перевели и переводят сотрудников на удаленную работу. Способ организации труда не новый: развитие систем связи, транспорта позволяли применять его достаточно давно, а с 2013 года в Трудовой кодекс внесено понятие «дистанционная работа». Но наше законодательство не позволяет сочетать сотруднику стационарную работу и дистанционную. Считаю, это положение надо исправлять, в том числе и применительно к государственной службе. Эффективность сотрудника должна определяться не количеством часов, проведенных на работе (а с учетом времени, которое тратится на сборы и дорогу, это не восемь часов в сутки), а эффективностью его деятельности. Соответственно потребуется пересматривать различные положения, касающиеся отношений работодателя и работника. В том числе порядок специальной оценки рабочих мест, учета рабочего времени, оформления больничных. Вопросов много, вопросов новых. И важно в их решении избежать искушения возврата к практике жестких предписаний.
Другой пример. Мы давно уже обсуждали современные возможности для школьного образования в цифровую эпоху. Больше говорили, чем делали. Время шло. Сейчас коронавирус вынудил нас фактически в одночасье повсеместно перейти на такой формат обучения. Естественно, отечественная образовательная школа, да и вузы, оказались в значительной мере не готовы к этому. Некоторые родители справедливо возмущаются, когда онлайн-обучение сводится к рассылке заданий в чате и такому же сбору ответов. Да, какие‑то школы и педагоги справляются лучше. Другие хуже. Есть вопросы к методикам преподавания, поскольку они не адаптированы к новым условиям, к статусу и правам педагога, работающего удаленно, к критериям и формализации оценки знаний, полученных дистанционно.
Конечно, традиционную школу с непосредственным общением педагога и ученика отменять не следует. Во всяком случае, я придерживаюсь такой позиции. Без этого не может быть полноценной социализации, интеграции ребёнка в общество. Но надо понимать, что дистанционное обучение теперь уже не будет практиковаться как резервный, временный способ только в чрезвычайных ситуациях вроде нынешней. Оно имеет немало плюсов. Глупо это отрицать. Пандемия коронавируса дала импульс движению к формированию системы школьного и вузовского образования, органично сочетающего как традиционные, так и дистанционные, цифровые технологии обучения. Будущее именно за такой системой. А она требует более точного правового, законодательного оформления уже в ближайшее время.
Переживаемые сейчас страной события стали проверкой и для отечественной модели федерализма. Для меня, Председателя Совета Федерации – палаты регионов, несомненно, что она с честью сдаёт этот трудный экзамен. При этом оставаясь на почве действующей Конституции. Решения по ключевым вопросам принимают Президент и Правительство России, субъекты Российской Федерации обладают самостоятельностью в их реализации, исходя из своих конкретных условий, необходимыми для этого финансовыми и иными средствами. Ни один уровень власти не заступил на территорию другого. Это хорошая оценка модели в целом. Но были и определенные перекосы на местах. Мы их заметили и сделали выводы.
Считаю, что одним из решений станет организация единой системы публичной власти в нашей стране. Эта тема была заявлена Президентом России. Сейчас, с учетом новых вызовов, она стала еще более актуальной. Уверена, до конца года произойдут подвижки в ее законодательном оформлении.
Думаю, рабочая группа вычленит и другие сферы, которые потребуют законодательной настройки или изменения подходов.
Возможно, то, что мы наблюдаем в эти дни – масштабный рост отрасли доставки, когда многократно увеличилось использование пластика, – потребует от нас и более жестко определить требования к упаковочному материалу, одноразовой посуде, ограничению использования пластиковых пакетов торговыми сетями в крупных городах. Сделать обязательным повсеместно переход к раздельному сбору мусора и его максимальной переработке, экологически безопасной утилизации. Это задача тоже не второстепенная. Ее всестороннюю законодательную проработку уже сегодня от законодателя требует общество. Прежде всего – молодежь, которая гораздо более чутко относится к вопросам загрязнения окружающей среды.
Хочу напомнить, что в современном мире законодательство должно быть, образно говоря, стратегическим, опережающим, ориентированным не столько на закрепление сложившейся ситуации, практики, сколько на создание правовых условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие страны в обозримом будущем, улучшение жизни граждан.
Сегодняшний день требует от нас и мужественности, и креативности, и ответственности, и человечности. Конечно, мы не хотели сдавать экзамен в таких жестких условиях. Но, раз пришлось, российское общество сдает его – на отлично. И в интересах общества уже сейчас понять дальнейший путь развития.
Как это всегда случается в эпоху кризисов, жизнь для всех нас разделилась на «до» и «после». Когда‑то мечтали о встрече «в шесть часов вечера после войны». Сейчас в социальных сетях, в переписке, в личном общении делятся планами на «жизнь после коронавируса». Кто‑то стремится скорее увидеть и обнять престарелых родителей, оказавшихся в вынужденной самоизоляции, кто‑то мечтает пойти, наконец, в театр, в музей или хотя бы на пробежку в парк, кто‑то просто хочет вырваться из четырех стен, где, как верно сказал Президент, находиться стало уже «муторно и тошно». Это время придет, оно не за горами. Но настоящей победой станет не просто преодоление коронавируса. Нам нужно взглянуть дальше – осознать и принять необходимые и назревшие изменения, выучить новые уроки, которые преподнесла нам жизнь. И мы это сделаем.