Тема самоизоляции касается всех россиянин и затрагивает интересы каждого из нас. Но жизнь иногда опережает развитие правовых институтов и законодательства.
Сейчас, в связи с коронавирусом, мы впервые столкнулись с подобным вызовом, полностью подготовиться к которому было невозможно. Теперь, когда ситуация стабилизировалась, можно говорить о поправках в действующее законодательство, призванных в будущем минимизировать ущерб, если подобные обстоятельства вновь возникнут.
Поэтому комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству внёс предложение о разработке проекта федерального закона, который бы дал чёткое определение понятию «режим самоизоляции», описал порядок введения и снятия данного режима и т. д. Это возможность выработки и закрепления универсальных механизмов действий для каждого участника процесса.
В частности, предлагается внести изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части установления правового регулирования вопросов, связанных с самоизоляцией. А именно: определить ее правовую природу, дать определение данному понятию, предусмотреть случаи и порядок установления режима самоизоляции, определить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данной сфере. Иными словами, мы должны иметь пошаговый план действий на случай подобных ситуаций, понятный буквально каждому.
В современном российском законодательстве достаточно примеров, когда жизнь, объективная реальность меняются, и законодатели закрепляют эти изменения в правовых актах. Это и электронная цифровая подпись, и госуслуги в дистанционном формате, и мобильная связь, и многое другое. Право – это гибкий инструмент, который должен соответствовать запросам общества, устанавливать четкие и понятные «правила игры».
В настоящее время в различных субъектах Российской Федерации складывается противоречивая правоприменительная (судебная) практика. Например, при совершенно идентичных обстоятельствах в одних регионах штрафы за нарушения самоизоляции признаются законными, а в других – опротестовываются. Такого дисбаланса, на мой взгляд, быть не должно, нужно единое правовое пространство.
Четко прописанный в законе порядок действий федеральных, региональных и местных властей, сфер их полномочий и ответственности в случае введения режима самоизоляции может существенно повысить эффективность принимаемых мер и обеспечить более действенную защиту прав человека.
У этого предложения есть сторонники и противники. Разумеется, реализация идеи возможна только после публичного диалога по ее наполнению с экспертным сообществом, представителями всех ветвей власти и общественностью. Также обязательно должен быть учтен опыт работы в режиме самоизоляции, накопленный в Москве, Санкт-Петербурге, в других регионах России.