Неотъемлемым свойством конституции, как основного закона государства, является ее стабильность. Большинством зарубежных государств предусматривается усложненный порядок изменения конституционных положений, призванный «зацементировать» основополагающие идеи и принципы, на которых базируется функционирование общества и государства.
Однако подобная характеристика основного закона не предполагает статичность соответствующего документа и невозможность его модернизации. Напротив, одним из ключевых элементов конституционной эволюции государства является соответствие конституционного регулирования общественному запросу и конкретному этапу исторического развития того или иного территориального публичного коллектива. Так, в случае возникновения объективной потребности общества в обновлении существующей конституционной реальности и достижения соответствующего общественного консенсуса изменение конституции становится не просто возможной опцией, а насущной необходимостью сохранения ее реального характера и регуляторного потенциала.
Наглядным примером назревшей конституционной реформы является действующая Конституция Чили, принятая в 1980 году еще при генерале-диктаторе Аугусто Пиночете. С момента ее принятия социально-политические условиях развития государства, равно как и уровень его экономического благосостояния, существенно изменились. Изменился и общественный запрос граждан, которые посредством активного выражения своей гражданской позиции, выходя на публичные массовые мероприятия в течение 2019 года, требовали принятия новой конституции, призванной расширить социальную базу законодательства, преодолеть проблемы социального неравенства.
25 октября 2020 года в Чили прошел национальный референдум, посвященный вопросу принятия новой конституции государства. В ходе национального референдума чилийскому народу предстояло ответить на вопрос о необходимости разработки и принятия новой конституции, а равно с этим, о составе конституционного органа, которому народом будут делегированы полномочия по разработке нового конституционного текста. По итогам голосования, подавляющее большинство принявших участие в референдуме (явка составила 51%) высказались за необходимость принятия новой конституции и делегирования разработки ее текста Конституционному конвенту, состоящему исключительно из 155 избираемых народных представителей.
Прошедший национальный референдум ознаменовал начало проведения масштабной конституционной реформы в Чили, в рамках которой сформированному исключительно из народных представителей Конституционному конвенту предстоит разработать проект новой конституции, который также будет принят чилийским народом на референдуме. Как ожидается, рабочий проект новой конституции будет подготовлен Конституционным конвентом к февралю 2022 года.
Тем самым предстоит провести еще два национальных референдума. Первый референдум, который состоится наряду с муниципальными и губернаторскими выборами 11 апреля 2021 года, позволит избрать членов Конституционного конвента, второй – как ожидается, состоится не позднее августа 2022 года и будет направлен на принятие или отклонение новой конституции после ее разработки.
Конституционная реформа в Чили, равно как и в других юрисдикциях, в том числе и в России, в очередной раз демонстрирует исключительную важность общественного диалога в целях обеспечения поступательного развития государства. Складывающийся в рамках того или иного территориального публичного коллектива общественный запрос становится главной движущей силой качественного преобразования действующих конституционных моделей взаимоотношения человека, общества и государства.