Глава кабинета министров России Михаил Мишустин заявил о старте реформы государственного управления в стране. Многочисленные СМИ первым делом принялись обсуждать предстоящие сокращения чиновников. Однако объявленная реформа не сводится только к оптимизации штатов. В первую очередь она предполагает качественную трансформацию всей структуры госуправления – с тем, чтобы она соответствовала необходимому переходу российской экономики на новый технологический и мирохозяйственный уклады.
Многие политики, ученые и эксперты прямо указывают на необходимость создания в системе управления страны органа стратегического планирования по типу Госплана СССР — с соответствующим целеполаганием, прогнозированием, планированием и программированием социально-экономического развития России и обеспечения её нацбезопасности. Законодательная основа для этого есть. Принят закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который стал базовым для разработанных федеральным правительством последующих многочисленных стратегий и планов развития. Однако коэффициент их полезного действия очень низок — они разрозненны, не скоординированы и не управляются из единого центра федеральной исполнительной власти. Практика же передовых государств указывает на присутствие в их системах госуправления планового органа с соответствующим стратегическим функционалом.
Последствия ошибок в стратегическом планировании территорий мы видим на примере неравенства социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Так, размер зарплаты в регионах варьируется от 55% до 237% от средней величины по России. Среднемесячная зарплата врачей составляет от 44 до 190 тысяч рублей, а в реальном выражении она находится в диапазоне от 61% (Калмыкия) до 196% (Ямало-Ненецкий автономный округ) от среднего уровня по стране.
Разный уровень социально-экономических потенциалов субъектов РФ наглядно показывает федеральный бюджет, который сейчас верстается. Из‑за низкой налоговой базы регионов дефициты их бюджетов превысят 413 млрд. рублей с долговой нагрузкой в 2,5 трлн. руб. Размер госдолга на душу населения в ряде субъектов превышает средний размер по стране (13596 рублей) в 3–15 раз. В соотношении с размером бюджетных доходов госдолг регионов также значительно отличается: в некоторых он превышает 100% и даже 200% собственных доходов.
Высокая дифференциация в уровне жизни является одним из стимулов к миграции населения между субъектами Российской Федерации. Свыше половины — 46 регионов сталкиваются с оттоком населения. Он имеет наибольшие масштабы в расчете на душу населения в Республике Коми и Калмыкии, Астраханской и Мурманской областях, а также в Еврейской АО. С другой стороны, столичный регион, Краснодарский край, Республика Крым и ряд других субъектов РФ притягивают к себе основную долю внутренних мигрантов, которые рассчитывают на более высокий уровень доходов, а также более комфортные условия для жизни.
Между тем, всматриваясь в статистические цифры регионов, мы видим диспропорции в их развитии не только по уровню жизни, доходам граждан и доступности разного рода услуг и коммуникаций, но и в пространственном распределении производственных и сырьевых баз, в богатых центрах развития и нищающей периферии, в исходе населения с территорий. Очевидно, что в одночасье эти проблемы не решить. Потребуется долгосрочная стратегия развития и соответствующее звено управления.
Отсутствие в структуре управления страны стратегического органа планирования — проблема давно перезревшая и её надо срочно решать. Например, создать на базе Минэкономразвития орган стратегического планирования с особым статусом и компетенциями. Его деятельность должна регулироваться специальным федеральным законом. Это логично вписывается в открывающиеся окна возможностей не только для повышения эффективности работы федерального правительства, но и для стратегического развития Российской Федерации.