Ровно 75 лет назад в Нюрнберге состоялось первое открытое заседание Международного военного трибунала, учреждённого странами – членами антигитлеровской коалиции для свершения суда над главарями Третьего рейха. С его проведением народы мира связывали надежду на справедливое возмездие тем, кто бросил вызов ценностям гуманизма, свободы, прав человека, развязал самую кровопролитную войну в истории, творил небывалые по масштабам и жестокости преступления.
Время показало: Нюрнбергский процесс оправдал все ожидания. Оправдал, прежде всего, в главном – в бескомпромиссном осуждении нацизма, национал-социализма во всех ипостасях и проявлениях. Решения трибунала во многом создали новую правовую и политическую реальность. Неприятие агрессии, диктата, экстремизма, тоталитаризма, подавления прав и свобод человека — то есть всё, что сейчас является неотъемлемым элементом международного права, современного мирового порядка, стало таковым благодаря Нюрнбергу.
Тогда, впервые в истории вершился суд не только над преступниками, но и над системой власти, породившей чудовищные злодеяния.
При этом, важно напомнить, что трибунал распространил правовую ответственность не только на тех, кто отдавал преступные приказы, но и на их исполнителей. И, на мой взгляд, главное — отменил срок давности за преступления против человечности. Три четверти века назад люди земли решили, что чудовищность таких деяний не умаляется с годами. Это зло абсолютное, зло на все времена, пока люди остаются людьми. И никакими обстоятельствами, никакими идеалистическими лозунгами нельзя оправдывать осознанный выбор стороны зла. Я бы назвала это аксиомой Нюрнберга. Из нее происходит вся система координат, все законы последующего развития общества. И ее невозможно опровергнуть.
Так должно быть…
Но, к сожалению, 75 лет спустя мы сталкиваемся с тем, что в некоторых странах не просто начинается, а уже вовсю и неприкрыто идет героизация пособников нацистов, тех, кто действовал в составе карательных команд, эсэсовских формирований…
Считаю, что на это явление нельзя не реагировать, а отстраняться от факта его существования – безнравственно. И подло… Государства, народы обязаны активно, твердо, сообща противостоять любым попыткам исказить правду, память о Второй мировой войне, принизить, скрыть значение Нюрнбергского суда, поставить под сомнение справедливость его решений. Тем более, что за прошедшие десятилетия даже критиками исторического трибунала не было озвучено ничего, что могло бы вызвать сомнения в доказательной силе представленных фактов, юридической безупречности процесса, правовой обоснованности принятых решений.
У России было и будет особое отношение к итогам Нюрнберга. Не только потому, что народы нашей страны понесли самые большие потери от гитлеровской агрессии. И не только потому, что еще в 1942 году Советское правительство призвало к учреждению Международного военного трибунала для расследования военных преступлений. Но и потому, что мы, как многонациональное, многоконфессиональное общество не мыслим своего существования, да просто и не можем существовать без принципов, закреплённых международным судом в Нюрнберге. Для нас допустить возможность возрождения нацизма, заявлений о чьем‑то расовом, национальном, религиозном, культурном превосходстве равносильно действиям по разрушению основ нашего Отечества, разрушению России. Именно поэтому мы, как никто другой прикладываем усилия по недопущению переписывания истории Второй мировой войны, ее итогов, в том числе решения Нюрнбергского трибунала, четко указавшего, что такое настоящее зло, сформировавшего, не побоюсь таких слов, нравственные ориентиры мировой политики последующих десятилетий, основанной на безоговорочной ценности человеческой жизни где бы то ни было. Это важно помнить всегда. И Россия готова напоминать и напоминать об этом миру.
Для нас это, если хотите, особая миссия, прописанная кровью миллионов наших соотечественников, погибших в борьбе с фашизмом. Миссия, от которой мы не имеем права уклониться, потому что, как писал Твардовский в своем великом стихотворении: «Ибо мертвых проклятье — эта кара страшна. Это грозное право нам навеки дано, и за нами оно — это горькое право». Наверное, потому мы до сих пор ищем захоронения солдат той войны, возвращаем имена павшим, продолжаем восстанавливать страшные страницы истории, делаем все, чтобы не забывались зверства гитлеровских палачей в СССР. Как подчеркнул Президент России В.В. Путин, «мы обязаны беречь и отстаивать правду о войне, противостоять любым попыткам оправдать пособников нацистов, не позволим поставить в один ряд палачей и их жертв, исказить истину и заменить ее разного рода фальсификациями и домыслами».
Недавно российский суд признал геноцидом массовые убийства советских граждан в Новгородской области. Считаю, что это очень важное событие, которое имеет не только юридическое, прецедентное значение, но, прежде всего нравственное, гуманитарное и историческое. Знаю, что Следственный комитет расследует сейчас и другие подобные уголовные дела по факту массовых убийств и геноцида в разных регионах, находившихся в годы войны под гитлеровской оккупацией. Материалы эти наполнены жуткими фактами ничем не обоснованных массовых казней мирных жителей всех возрастов. Это еще один ответ тем, кто считает, что Вторая мировая была «обычной» войной. Нет. Третий Рейх развязал преступную войну, вел ее преступными методами. И целью этой войны были не уничтожение военной силы противников, не получение территорий, не решение экономических споров — целью было уничтожение мирных людей. И это было сказано на суде в Нюрнберге!
Сегодня в ряде стран, в том числе Восточной Европы, на постсоветском пространстве, наращивают активность различные радикальные, экстремистские организации, в том числе неонацистского толка. Я ставлю в этот ряд русофобию, которую в иных странах правящие круги стремятся сделать национальной идеей.
Процесс этот приобретает масштабы вызова, игнорирование которого чревато серьёзными проблемами. Мы не должны забывать уроков истории.
И здесь, считаю, международное сообщество и сегодня может опереться на решения Нюрнбергского трибунала, на их букву и дух. Я имею в виду вопрос, который, хотя и не поддаётся четкой юридической формализации, тем не менее, стал тогда во весь рост перед немцами. Речь о лежащей на гражданах Третьего рейха моральной ответственности за то, что творилось при нацистах и в их стране, и на захваченных территориях. Ответственности, лежащей на них, даже если сами они не состояли в преступных организациях, не участвовали в их деятельности. Ибо непротивление злу, примирение с ним – один из ключевых факторов становления и укрепления преступной власти. Как писал, осмысливая итоги Нюрнберга, видный немецкий философ ХХ века К. Ясперс, национальный позор германского народа «не в суде, а в том, что к нему привело, в самом факте этого режима и его действиях».
И сегодня ответственность каждого человека за происходящее в его стране, в мире в целом никуда не делась. На мой взгляд, она даже возросла. Мир не должен повторить допущенные трагические ошибки. Противостояние силам зла – долг не только государственных деятелей, политиков, но и общественных организаций, деловых кругов, средств массовой информации, деятелей культуры. И, конечно, нас, парламентариев. Мы многое можем сделать как на национальном уровне, так и в международном масштабе. Ведь в наших руках такие мощные инструменты, как законодательная деятельность, трибуна, с которой мы можем обращаться ко всему народу, прямая поддержка граждан, международное сотрудничество.
Совет Федерации ведёт такую работу. В ряду наших инициатив – обращение в ООН с призывом о признании Победы над нацизмом во Второй мировой войне всемирным наследием человечества, создание единого реестра мемориалов и памятников борцам с нацизмом. Остро ощущается потребность в принятии законов, направленных на сохранение памяти о погибших в Великой Отечественной войне. Задача огромной важности – устранение страшных демографических последствий войны, проведение в этих целях сильной семейной политики.
Время стирает остроту восприятия событий. Но не стирает, а нередко проясняет и усиливает их значение. К Нюрнбергскому процессу это относится в полной мере. Его решения никто не отменял. Они были и остаются одним из источников международного права. И, что не менее важно, — политической и моральной опорой в борьбе с попытками реабилитации, оправдания нацизма, фашизма, международного терроризма, других воплощений вселенского зла. Долг нынешних поколений – помнить об этом документе, противодействовать попыткам его пересмотра или отмены, опираться на него в борьбе со всем, что несёт угрозу миру, культуре, самой жизни на Земле.