Для многих их нас использование интернет-ресурсов для решения повседневных задач стало делом привычным. Дистанционное приобретение товаров и услуг, оплата стоимости работ, передача показаний приборов учёта ресурсоснабжающим организациям, вызов такси, контроль успеваемости ребёнка в школе, получение сотен государственных услуг, управление банковскими счетами и даже голосование на выборах различного уровня у миллионов россиян уже практически не вызывает затруднений.
Мощный рывок в цифровую реальность многие совершили в условиях пережитой самоизоляции. Теперь, когда ограничения на личное общение сняты, можно объективно оценить все преимущества и недостатки использования цифровых технологий.
С ВЛАСТЬЮ – ПО ИНТЕРНЕТУ
Одновременно с ускорением процессов обмена информацией повышаются и социальные запросы к органам власти. Чрезвычайно востребованными становятся сервисы, регистрирующие онлайн-обращения пользователей или предоставляющие функцию моментальной обратной связи.
Во многих субъектах Российской Федерации активно используются мобильные приложения, позволяющие в режиме реального времени сообщать об административных правонарушениях, аварийных ситуациях в сфере ЖКХ, других чрезвычайных ситуациях.
При этом важным элементом цифрового взаимодействия между пользователями и уполномоченными органами является доступность получения быстрой ответной реакции в виде незамедлительного принятия управленческого решения или оперативных мер реагирования.
Возможности ускорения информационно-обменных процессов содержатся в действующем законодательстве. Так, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об исполнительном производстве» предусматривают, в том числе, официальное извещение участников процессуальных отношений посредством электронных сообщений; Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» приравнивает электронные документы, поступающие в адрес уполномоченных органов и должностных лиц, к письменным обращениям граждан и предусматривает обязательность аналогичного по форме ответа заявителю.
Учитывая повышенный запрос на доступный и быстрый цифровой документооборот, действующее законодательство стремительно трансформируется.
В частности, серьёзные изменения законодательства о нотариате значительно расширяют перспективы применения цифровых технологий. Например, при установлении личности гражданина могут быть использованы данные Единой биометрической системы, без личной явки к нотариусу через Единую информационную систему нотариата или портал госуслуг будут совершаться отдельные нотариальные действия.
Законодательной основой расширения спектра цифровых услуг стал Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Унифицированные подходы к формированию и использованию информационной базы данных позволят значительно ускорить процесс предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, а также оптимизировать оказание адресной помощи населению и практически исключить совершение незаконных действий со средствами социальной поддержки.
ХОЧУ ТВОРИТЬ ЗАКОНЫ
Помимо ускорения процессов обработки информации важной составляющей сегодняшней повестки взаимодействия гражданина и государства является обязательная опция «личного участия» в принятии управленческих решений. При этом традиционные форматы личных обращений, участия в выборах, сходах населения трансформируются под воздействием цифровых технологий, одновременно расширяя возможности применения.
Ключевым посылом в данном случае являются учёт мнения каждого и наглядная демонстрация того, как высказанное мнение влияет на принятие окончательного решения.
Начало практической реализации права граждан Российской Федерации на народное правотворчество связано с выполнением поручений Президента России, заложенных в указах от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», а также от 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».
Так, на специализированном интернет-портале возможно публичное размещение предложений граждан, адресованных органам государственной власти. Причём если за публичное предложение виртуально проголосуют не менее 100 тысяч граждан в течение одного года, оно направляется оператором специализированного ресурса в рабочую группу для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта или иного решения.
На сегодняшний день на портале «Российской общественной инициативы» зарегистрировано 17 806 инициатив.
Начиная с 2014 года во многих регионах Российской Федерации принимаются правовые акты, регулирующие возможность реализации общественной инициативы, которая осуществляется посредством внесения гражданами в региональные законодательные органы предложений о принятии законов.
Анализ существующих правовых источников, имеющихся в субъектах Российской Федерации, позволяет говорить о наличии различных наименований этой формы прямой демократии. Так, терминологически используются следующие понятия: «народная законотворческая инициатива» (Иркутская область); «народная правотворческая инициатива» (Липецкая, Калужская области); «народная инициатива» (Костромская область); «законодательная инициатива граждан» (Тамбовская, Волгоградская, Свердловская, Астраханская, Смоленская, Омская области); «гражданская законодательная инициатива» (город Москва, Калининградская, Томская области), «гражданская инициатива» (Воронежская, Ростовская области).
Следует отметить, что в различных субъектах Российской Федерации по‑разному решается вопрос правового оформления института гражданской инициативы: принимаются отдельные законы, соответствующие статьи уставов, а также положения о гражданской инициативе, включённые в иные региональные законы.
Важным моментом формирования законодательных положений, раскрывающих содержание права гражданской инициативы, является фактор рецепции зарубежного опыта правового регулирования аналогичных общественных отношений. Уходя корнями в древнеэллинские правовые традиции, в современном виде наиболее активно эта форма прямой демократии используется в Швейцарии, Испании, ФРГ, Австрии, Италии, Польше, Венгрии, Албании, Словении, Румынии, Белоруссии, Украине, Грузии, Латвии, Литве, Бразилии, Перу, Колумбии, на уровне отдельных штатов США.
Традиционно, по содержанию, различают два способа реализации права гражданской инициативы.
Первый способ – направление законодательным органам власти для обязательного рассмотрения текстуально сформированного (оформленного) законопроекта, подписанного определённым числом граждан.
Сложность данного способа очевидна. Инициативной группе необходимо составить документ, отвечающий всем требованиям юридико-технического свойства, что при отсутствии специальных знаний и навыков представляется достаточно затруднительным.
Кроме того, принятие нового правового акта всегда требует критической оценки его места в системе существующих нормативных документов, что в условиях «народной демократии» сложно реализуемо. Такая форма прямой демократии используется в городе Москве, Алтайском крае, Ярославской, Брянской, Омской областях.
Второй способ – направление законодательным органам власти законодательного предложения, содержащего концепцию, общие принципы и основные положения правового регулирования определённой группы общественных отношений. При условии соблюдения всех формальных требований выдвинутое законодательное предложение может получить надлежащую форму и соответствующий юридический статус.
С точки зрения доступности, простоты и эффективности реализация гражданской инициативы в форме законодательного предложения представляется наиболее предпочтительной и, соответственно, наиболее распространённой.
Одним из ярких примеров законодательного регулирования учёта мнения граждан при решении вопросов публично-правового характера является Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Для решения проблем, имеющих приоритетное значение для жителей муниципального образования или его части, или иных вопросов из перечня полномочий органов местного самоуправления в местную администрацию может быть внесён инициативный проект. Закон устанавливает механизм рассмотрения и реализации инициативных проектов, предусматривая открытость всех проводимых процедур, а также возможность участия в них заинтересованных граждан.
Практика инициативного бюджетирования приобретает всё большую популярность, особенно в сфере финансирования сферы благоустройства или размещения на территориях населённых пунктов инфраструктурных объектов. Данный инструмент создаёт не только положительный социальный эффект участия населения в принятии решения о бюджетном финансировании, но также повышает заинтересованность и ответственность граждан в сохранении объектов «народного финансирования».
СПРОСИТЬ У ЛЮДЕЙ
Помимо непосредственного правотворчества эффективным способом учёта мнения населения являются тематические опросы. Прямое выявление позиции граждан по принимаемым управленческим решениям или вопросам, которые имеют большое социальное значение, становится популярным инструментом взаимодействия гражданского общества и публичных органов власти.
Достаточно активно это форма коммуникации используется в Ростовской области.
Например, в 2016 году был проведён первый интерактивный опрос жителей Ростовской области о необходимости введения в региональное административное законодательство запрета на нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Официальный сайт Законодательного Собрания Ростовской области стал основной интерактивной площадкой для выявления мнения жителей.
Основной целевой аудиторией опроса являлись совершеннолетние жители Ростовской области. Особой задачей стало грамотное распространение информации об опросе через СМИ, модераторов популярных новостных интернет-ресурсов региона, лидеров общественного мнения, депутатов, представителей органов публичной власти. Важно было создать общественный резонанс вокруг проблемы соблюдения тишины в ночное время и введения административной ответственности за её нарушение.
Задачи первого интерактивного опроса жителей Ростовской области были обозначены достаточно широко. Во‑первых, максимально быстро (в течение нескольких дней) привлечь к поднятой теме и самому опросу максимально возможное количество представителей целевой аудитории; во‑вторых, собрать комментарии и замечания жителей области как по теме опроса, так и по самой проблеме соблюдения тишины; в‑третьих, апробировать возможность проведения массовых опросов жителей региона по тем или иным законотворческим инициативам через сайт Законодательного Собрания; в‑четвёртых, повысить интерес широкой общественности к законотворческому процессу, проявлению гражданской инициативы.
Для того чтобы сохранить интерес к опросу в течение всего периода, было принято решение еженедельно подводить промежуточные итоги и доводить их до сведения широкой общественности. Для этого были организованы общественные обсуждения, форумы в соцсетях, отражение информации в онлайн-режиме о количестве проголосовавших на главной странице официального сайта Законодательного Собрания Ростовской области. В результате в опросе приняли участие почти 4000 жителей Ростовской области, свои комментарии по проблеме соблюдения тишины и о конкретном законопроекте прислали около 100 человек. За корректировку областного законодательства по данному вопросу высказались более 76 процентов респондентов.
Второй интерактивный опрос на официальном сайте Законодательного Собрания Ростовской области был проведён уже по инициативе жителей области. В адрес депутатов регионального парламента стали поступать письма о недостатках в работе участковых уполномоченных полиции. В обращениях неоднократно звучала мысль о том, что работа участковых предполагает возможность ежедневного общения с ними, а также полноценное информирование жителей об их деятельности.
Большинство респондентов отметили низкий уровень информированности, отсутствие наглядной информации, содержащей сведения об участковом уполномоченном полиции, обслуживающем соответствующий административный участок (фотография, контактный телефон, адрес расположения участкового пункта полиции, график приёма граждан). По мнению многих, слабая информационная поддержка работы участковых не только снижает уровень доверия к ним, но и существенно затрудняет коммуникации, необходимые для эффективной охраны правопорядка и защиты прав граждан.
Обобщённые итоги опроса были переданы начальнику ГУ МВД России по Ростовской области во время его ежегодного отчёта перед депутатами донского парламента. Позитивным результатом изучения общественного мнения стало введение в регионе ежегодного Дня участкового, в течение которого в каждом опорном пункте полиции проводятся интерактивные площадки, позволяющие каждому желающему не только лично пообщаться со своим участковым, но и познакомиться с особенностями его профессиональной деятельности.
ДИАЛОГ СО ВСЕМИ РЕГИОНАМИ
В последнее время практика публичных опросов, проводимых органами государственной власти, стала достаточно популярной. Особенно активно в своей работе использует этот формат Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В частности, с 30 апреля по 31 мая 2019 года Совет Федерации инициировал всероссийский опрос учителей образовательных организаций о необходимости дебюрократизации труда педагогов.
Базовой площадкой для проведения опроса стал официальный сайт телеканала Совета Федерации «Вместе-РФ».
Несомненная актуальность темы вызвала большой интерес представителей целевой аудитории и адекватное освещение в СМИ. В опросе приняли участие более 50 000 учителей из всех регионов России, и вышло более 300 публикаций в федеральных и региональных СМИ.
Наибольшую активность проявили педагоги из Москвы и Московской области, Алтайского края, Свердловской, Оренбургской, Ростовской и Челябинской областей.
Подавляющее большинство участников опроса поддержало предложение сделать список бумажных отчётов исчерпывающим. 94 процента учителей согласились с тем, что бюрократическую нагрузку надо кардинально снижать. Чаще всего педагоги предлагали исключить из перечня документов, которые им приходится заполнять, «видео- и фотоотчёты по внеклассным и воспитательным мероприятиям», «статистические отчёты для разных министерств и ведомств, не относящиеся к плану работы школы», «журналы по технике безопасности, охране жизни и здоровья, фактически дублирующие уроки ОБЖ».
Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко в ходе 461-го заседания палаты (состоялось в июне 2019 года) проинформировала Министра просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильеву о результатах всероссийского интерактивного опроса и рекомендовала пересмотреть действующие нормативы отчётности, заполняемой педагогами, в сторону кардинального уменьшения.
Принципиально новая форма изучения общественного мнения была использована при изучении вопроса о справедливой компенсации морального ущерба, возникшего в результате причинения вреда жизни или здоровью. Данная тема достаточно подробно обсуждалась на площадке Совета Федерации с представителями экспертного сообщества и органов государственной власти. Однако окончательное решение о внедрении примерной методики расчёта сумм компенсации морального ущерба может быть принято только после широкой общественной дискуссии. В качестве одного из направлений общественного обсуждения был избран интернет-опрос.
Он также проводился на официальном сайте телеканала «Вместе-РФ» с 30 апреля по 1 июля 2020 года. Сложность этого опроса состояла в том, что респондентам предлагалось рассмотреть 14 типизированных ситуаций причинения морального вреда и по каждой из них определить размер справедливой денежной компенсации. «Необычное» интерактивное взаимодействие предлагало респонденту дать два ответа по каждой ситуации, оценив степень моральных страданий как с позиции потерпевшей стороны, так и с позиции причинителя вреда.
Новаторский подход разработчиков опросного листа привлёк внимание широкой аудитории и позволил выявить отношение общества к данной проблеме и возможным путям её решения. Мнение подавляющего большинства опрошенных можно признать объективным, поскольку респонденты не имели специальных знаний или опыта рассмотрения спорных ситуаций, связанных с взысканием морального ущерба. Всего в опросе приняли участие 4237 человек, и только 5 процентов из них являются практикующими адвокатами.
ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОПРОСА ИЗБИРАТЕЛЕЙ
Оценивая форму публичных интернет-опросов как одного из перспективных направлений взаимодействия органов государственной власти с гражданским обществом и достоверный канал получения обратной связи, можно сделать несколько важных выводов:
— при проведении общественного опроса чрезвычайно важна ясная формулировка целей и задач, а также чёткое определение аудитории, на которую он рассчитан;
— формирование опросной анкеты должно соответствовать принципу минимальной достаточности, краткости формулировок и однозначности трактовок вопросов;
— особое значение имеет установление оптимального периода продолжительности опроса: от двух недель до двух месяцев, в зависимости от его сложности, количества вопросов и территориального охвата;
— неотъемлемым условием проведения любого опроса является грамотное использование максимального количества потенциально возможных каналов бесплатной коммуникации с целевыми аудиториями – СМИ, социальные сети, сайты органов государственной власти, письма на имя руководителей госорганов и/или общественных организаций в сфере интересов целевых аудиторий;
— ключевую роль в привлечении аудитории к участию в опросе имеют формы публичного освещения всего процесса: цепочки пресс-релизов, регулярные комментарии лидеров общественного мнения, статьи, интервью, публичные дискуссии, промежуточное подведение итогов, доведение окончательных результатов опроса до сведения широкой аудитории и так далее;
— решения, принимаемые государственными органами по итогам опроса, должны оформляться быстро и качественно.
Важно, чтобы суть принимаемых решений соответствовала мнению большинства респондентов.
Таким образом, привлечение различных групп населения к обсуждению и принятию тех или иных законотворческих и управленческих решений в любой из описанных форм позволяет не только получить качественную обратную связь, но и существенно повышает уровень доверия граждан к власти.