25 декабря 2020 года Конституционный Суд принял Постановление по делу о проверке конституционности постановления Губернатора Московской области о некоторых мерах по предотвращению распространения коронавирусной инфекции.
Положения постановления Губернатора Московской области признаны конституционными, поскольку их принятие было продиктовано объективной необходимостью оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции, вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета. При этом оспоренные положения допускали возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве.
Принятые Губернатором Московской области временные административно-правовые меры направлены на предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, ограничение эпидемического распространения заболеваемости коронавирусной инфекцией на территории Московской области и тем самым на обеспечение реализации и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц.
Согласно решению Конституционного Суда на государственные органы возложена «ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями. При этом выбор правовых средств, направленных на защиту жизни и здоровья граждан в целях предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с эпидемическими заболеваниями, относится, по общему правилу, к дискреции законодателя, который, осуществляя защиту прав и свобод человека и гражданина и устанавливая соответствующее правовое регулирование, обязан предусмотреть эффективные гарантии соблюдения иных прав и свобод граждан, адекватные целям сохранения жизни граждан и их здоровья».
Данные положения ориентируют на необходимость принятия в рамках режима повышенной готовности, прежде всего, законодательных мер. Федеральным законодателем были внесены необходимые для этого изменения в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно указанным изменениям при введении на территории региона режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации органы государственной власти субъекта РФ принимают правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Федеральный законодатель тем самым подтвердил право органов государственной власти субъектов РФ принимать конкретные меры, направленные на борьбу с пандемией, ограничивающие, в частности, передвижение лиц и транспортных средств, учитывая, что такие меры в условиях пандемии, неравномерно протекают в разных регионах страны, гораздо эффективнее может осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации.
Принятые государством вынужденные временные ограничительные меры свободы передвижения (что не тождественно ограничению личной свободы) направлены на самоорганизацию общества перед возникновением общей угрозы и тем самым являются проявлением одной из форм социальной солидарности, основанной на взаимном доверии государства и общества. «Введение тех или иных ограничений прав граждан, обусловленных распространением опасных – как для жизни и здоровья граждан, так и по своим социально-экономическим последствиям – эпидемических заболеваний, требует обеспечения конституционно приемлемого баланса между защитой жизни и здоровья граждан и правами и свободами конкретного гражданина в целях поддержания приемлемых условий жизнедеятельности общества, в том числе вызванных уникальным (экстраординарным) характером ситуации распространения нового опасного заболевания».
Основу мотивировки Конституционного Суда также составили нормы международного права, приведен анализ законодательства зарубежных стран. Так, 30 января 2020 года по решению ВОЗ эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой коронавирусной инфекции, присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, а 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией. Как следует из принятых 19 марта 2020 года ВОЗ Рекомендаций по помещению людей в карантин в контексте сдерживания вспышки коронавирусной болезни, меры общественного здравоохранения для достижения этих целей могут включать ограничение передвижения или отделение людей, которые могли быть подвержены воздействию вируса, от остальной части населения с целью мониторинга симптомов и раннего выявления случаев заболевания. В апреле 2020 года ограничительные меры в той или иной степени применялись более чем в 90 странах мира и, таким образом, охватывали более половины населения планеты.
Согласно решению Конституционного Суда ограничение свободы передвижения обусловлено объективной необходимостью оперативного реагирования на беспрецедентную угрозу распространения коронавирусной инфекции, имеет исключительный характер и преследует конституционно закрепленные цели защиты жизни и здоровья всех лиц, включая, в первую очередь, самих граждан, подвергнутых временной изоляции, и является соразмерным. В период установления для граждан запрета покидать места проживания (пребывания), за исключением определенных случаев, для большей части населения России с 30 марта по 3 апреля 2020 года устанавливались нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы, благодаря чему граждане на момент введения данных мер не находились в состоянии коллизии между необходимостью присутствия на рабочем месте и наличием ограничительных условий передвижения.