3 июля 2020 года Президент Российской Федерации подписал Указ, в соответствии с которым поправки в Конституцию Российской Федерации вступили в силу 4 июля 2020 года. Поправками были закреплены новые конституционные принципы организации и функционирования публичной власти, а также дополнительные гарантии реализации конституционных прав граждан, особенно в социальной сфере. В контексте дальнейшей реализации данных изменений безусловно требовали особого внимания и вопросы обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства. В связи с этим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, а также принятыми во исполнение ее положений федеральными законами, в частности, Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» были закреплены важнейшие положения, касающиеся системы российской прокуратуры.
Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации был регламентирован новый порядок назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров.
Соответствующие изменения, направленные на повышение прозрачности работы правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры, были внесены в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Согласно вступившим в силу изменениям Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность Президентом Российской Федерации после консультаций с Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Процедура предусматривает направление Президентом Российской Федерации в Совет Федерации представления по указанным кандидатурам и характеризующие их материалы.
О результатах рассмотрения представленной кандидатуры на должность Генерального прокурора Российской Федерации Совет Федерации информирует Президента Российской Федерации в письменной форме не позднее недельного срока со дня получения представления.
Проведение консультаций по кандидатуре на должность заместителя Генерального прокурора поручается комитетам Совета Федерации, которые не позднее недельного срока со дня получения представления информируют в письменной форме Президента Российской Федерации о результатах рассмотрения представленной кандидатуры.
Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним прокуроры, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
Иные прокуроры, к которым Федеральным законом предлагается отнести прокурорских работников, претендующих или замещающих должность, по которой предусмотрено присвоение высших классных чинов прокурорских работников или воинских званий высших офицеров, назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
За период с 1 декабря 2020 года по 23 июня 2021 года на совместных заседаниях Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера было рассмотрено 23 кандидатуры на должности прокуроров субъектов Российской Федерации, 2 кандидатуры на должности транспортных прокуроров и 1 кандидатура на должность военного прокурора, а также одна кандидатура на должность заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Все представленные Президентом Российской Федерации кандидатуры были поддержаны.
Механизм консультаций позволил сделать процедуру назначения на указанные должности максимально открытой и публичной. В рамках такого, по существу, общественного обсуждения кандидатам на указанные должности могут быть поставлены любые вопросы и высказаны замечания по деятельности каждого из них, что, в конечном итоге, повысит требования к кандидатам и уровень их ответственности за принимаемые решения.
Немаловажным является присутствие на консультациях сенаторов Российской Федерации – представителей регионов, в которые планируется назначение тех или иных кандидатов. Это позволяет задать кандидату насущные для конкретного субъекта Российской Федерации вопросы, дать понимание спектра проблем, наиболее чувствительных для региона. Данные изменения также безусловно усилили и роль Совета Федерации при решении кадровых вопросов органов прокуратуры.
Поправками в Конституцию были закреплены положения о заслушивании на заседании Совета Федерации ежегодного доклада Генерального прокурора о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Доклад за 2020 год был представлен Совету Федерации 23 апреля 2021 года.
Состояние законности в прошлом году было неразрывно связано с масштабными правовыми преобразованиями, направленными на совершенствование системы публичного управления в рамках конституционной реформы, укрепление принципа социального государства, а также оказание мер поддержки гражданам и бизнесу в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции.
Органам прокуратуры удалось показать эффективность в выявлении и решении социально значимых проблем. Прокурорами и в дальнейшем будет продолжена работа по обеспечению социальных гарантий особо нуждающихся в защите слоев населения.
Прошедший год подтвердил и актуальность включенной в Конституцию Российской Федерации поправки, направленной на обеспечение защиты исторической правды народа нашей страны. В соответствии с этой поправкой Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды.
Согласно докладу Генерального прокурора за 2020 год на протяжении последних трех лет отмечается увеличение количества фактов реабилитации нацизма. Если в 2018 году на учет было поставлено 16 таких преступлений, в 2019 году – 22, то в 2020 году – уже 40.
Кроме того, за последний год Президентом Российской Федерации неоднократно подчеркивалось, что использование природных ресурсов Российской Федерации должно сопровождаться высоким уровнем социальной культуры и ответственности граждан и бизнеса, предполагающим бережное отношение к природным богатствам. В связи с чем было предложено расширить ответственность бизнеса за причинение вреда окружающей среде, а также ввести жесткий контроль и мониторинг за осуществлением вредных выбросов.
Можно отметить, что реализация Правительством Российской Федерации новых полномочий в этой области, вытекающих из поправки к статье 114 Конституции Российской Федерации, и работа органов прокуратуры позволят создать благоприятные условия жизнедеятельности населения и сохранить уникальное природное, биологическое многообразие нашей страны.
Одним из ключевых положений, закрепленных законодательно, стало то, что препятствием для принятия и нахождения на службе в органах и организациях прокуратуры является как наличие гражданства иностранного государства, так и наличие вида на жительство в иностранном государстве либо прекращение гражданства Российской Федерации.
Такой подход, закрепленный конституционно, позволяет исключить опосредованное влияние на внутригосударственную политику Российской Федерации. Важно, чтобы те должностные лица, которые осуществляют публичные полномочия, отвечают за социально-экономическое развитие страны, действовали в интересах российских граждан, чтобы у них не было существенных интересов за рубежом.
За прошедший 2020 год и период весенней сессии 2021 года был также принят ряд других законов, направленных на совершенствование деятельности органов прокуратуры.
К наиболее значимым следует отнести закон, в соответствии с которым Генеральная прокуратура Российской Федерации наделена функциями по обеспечению представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных судах, иностранных и международных третейских судах.
В целях реализации предоставленных полномочий Генеральная прокуратура Российской Федерации обеспечивает взаимодействие федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, запрашивает у них необходимую информацию, формирует позицию Российской Федерации по конкретному делу и выступает в качестве представителя Российской Федерации. В случае, если рассматриваемое дело затрагивает политические аспекты международных отношений, Генеральная прокуратура Российской Федерации согласовывает сформированную позицию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Генеральная прокуратура Российской Федерации обеспечивает изучение правовых последствий решений указанных межгосударственных органов (судов), принятие в установленном порядке мер, направленных на предотвращение аналогичных нарушений, а также подготовку рекомендаций по участию Российской Федерации в международных договорах и совершенствованию норм международного права, отвечающих интересам Российской Федерации.
Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации наделяется полномочиями по обращению в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о разрешении вопроса о возможности исполнения решений, принятых межгосударственными органами (судами) на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, или основам публичного правопорядка Российской Федерации.
Законом установлен порядок осуществления Генеральной прокуратурой Российской Федерации представительства и защиты интересов Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека.
Данные изменения позволят повысить уровень защиты прав и законных интересов граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также обеспечить защиту интересов Российской Федерации, российских граждан и организаций в международных и зарубежных судебных процессах. и усилить позиции Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека и других международных судах и арбитражах.
С учетом того, что целями деятельности органов прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства передача ей полномочий по представительству интересов России в межгосударственных, иностранных и международных судах (в том числе третейских) представляется обоснованной.
Ряд государств-членов Совета Европы уже пошли по пути закрепления функции по обеспечению интересов в ЕСПЧ за органами прокуратуры, в частности: Албания, Исландия, Кипр, Мальта, Норвегия, Португалия, Словения.
Сочетание полномочий Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением закона и за соблюдением прав и свобод человека и гражданина с функцией по представлению интересов в Европейском Суде по правам человека позволит обеспечить защиту прав гражданина на всех этапах рассмотрения жалоб против Российской Федерации, с момента их подачи до исполнения постановления Суда, а при необходимости и примириться с заявителем посредством заключения мирового соглашения.
Также был принят федеральный закон, направленный на повышение эффективности судебной защиты интересов публичных образований в сфере оборонно-промышленного комплекса, а также в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. В этих целях прокуроры наделяются правом обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок по государственным оборонным заказам, государственным и муниципальным закупкам, независимо от наличия в их уставном капитале (фонде) доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и применении последствий их недействительности, а также о возмещении причиненного ущерба. Расширение процессуальных полномочий органов прокуратуры позволит также обеспечить сохранность и целевое использование бюджетных средств, в том числе выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов.
Иные изменения были направлены на конкретизацию установленных законодательством требований к уровню образования кандидатов на должности прокуроров, определение особенностей подготовки кадров для системы прокуратуры, установление единообразного подхода к социальному обеспечению прокурорских работников, имеющих классные чины, и военнослужащих органов военной прокуратуры. Данные меры позволят сохранить высококвалифицированный кадровый состав органов прокуратуры, а также повысить уровень социальной защищенности прокурорских работников.