12 июля 1991 года был образован Конституционный Суд России. В этом году он отмечает свое тридцатилетие.
Конституционный Суд является высшим судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории России.
За годы своего существования Конституционный Суд сформировал обширную базу практики, которая является фундаментом правовой системы России. В то же время практика Конституционного Суда находится в постоянном развитии, что говорит о том, что правовая система не стоит на месте и развивается наряду с другими общественными институтами.
За 30 лет Конституционный Суд вынес огромное количество судебных актов. Так, за 2020 год Конституционный суд принял рекордное количество постановлений – 50. При этом за первые 6 месяцев 2021 года данный показатель уже составил 31 постановление. Однако, массив правовых позиций Конституционного Суда не ограничивается одними только постановлениями, существенная часть позиций находит отражение в определениях, которые выносятся по итогам изучения обращений заявителей и также обязательны для судов.
Немаловажно, что в основе тридцатилетнего развития Конституционного Суда лежит сложившийся устойчивый запрос граждан на обеспечение эффективных механизмов восстановления нарушенных прав, независимости осуществления правосудия, а равно с этим, высокого уровня конституционных гарантий и социальных обязательств со стороны государства. Без всякого преувеличения можно сказать, что Конституционный Суд через свою практику обеспечивает достижение консенсуса в обществе по тому или иному вопросу, что в итоге приводит к эволюции государства.
Свой неоспоримо весомый вклад Конституционный Суд вносит в укрепление национальной конституционной идентичности России. Как было отмечено в этой связи Председателем Конституционного Суда В.Д. Зорькиным, «…концепция национальной конституционной идентичности позволяет определять наиболее значимые положения Конституции и основанного на них национального правопорядка и служит сдерживающим фактором, правовой преградой на пути непредсказуемой активистской экспансии со стороны наднационального регулирования».
В свете тридцатилетия Конституционного Суда стоит отметить и те изменения в Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», фундамент которым был заложен конституционными поправками 2020 года. При этом главное – что поправки, затрагивающие статус Конституционного Суда и вопросы процесса, основаны на многолетней практике самого КС.
Так, в результате внесенных изменений в основу подхода к допустимости принятия жалобы к производству положен принцип исчерпания, согласно которому для принятия жалобы к производству заявителю необходимо будет исчерпать все внутригосударственные средства судебной защиты. Кажущееся на первый взгляд неоднозначным и способным ограничить доступ к конституционному правосудию, такое решение в действительности направлено на повышение качества деятельности органа конституционного контроля, обеспечивая слаженное функционирование всей судебной системы и ограничивая возникновение случаев дублирования функций судов. Более того, это правило ранее часто de facto применялось КС при разрешении вопроса о принятии обращений к производству.
Не менее важным аспектом правового статуса Конституционного Суда стало также расширение объема его полномочий, в первую очередь за счет предоставления права проверки конституционности проектов нормативных правовых актов, направленного главным образом на всестороннее соблюдение прав и свобод граждан. Сокращение же числа судей, подчеркивает особый статус Конституционного Суда как органа конституционной юстиции, а не ординарного суда.
Исходя из тридцатилетнего опыта деятельности Конституционного Суда совершенно справедливо заключить, что заложенные в Конституции юридические формулы не только имеют глубочайший юридический смысл, но и находятся в постоянной динамике. Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин в одной из своих научных работ справедливо обращал внимание на «живой» характер Конституции отмечая, что «Конституционный Суд, применяя и истолковывая Конституцию, выявляет не только «букву», но и «дух» тех или иных ее положений на каждом новом этапе развития и тем самым приспосабливает ее к меняющимся отношениям в обществе». В ходе своей деятельности Конституционный Суд, выполняя исключительно важную для правопорядка политико-правовую функцию, руководствуется рядом фундаментальных правовых принципов, среди которых, недопустимость ухудшения положения заявителя, принцип пропорциональности, обеспечения баланса конституционно-значимых ценностей, а также ряд других.
Тридцатилетний рубеж – это важный этап, чтобы подвести промежуточный итог развития конституционной юстиции современной России. Конституционный Суд демонстрирует приверженность фундаментальным правовым принципам, заложенным в Конституции России, и преемственность в своих правовых позициях, создавая и укрепляя юридической фундамент для развития страны на десятилетия и столетия вперед.