Учитель в России через обучение, воспитание и передачу опыта способствует формированию ценностей, установок, социальных и нравственных норм личности. Открывает для подрастающего поколения дверь в жизнь непрерывно развивающегося общества. Именно таким образом происходит встраивание молодых людей в современность, так они постепенно включаются в процессы развития всех базовых институтов общества и государства.
Поэтому можно сказать, что педагог – активная фигура в формировании будущего общества, его производительных сил, науки и культуры, базовых институтов. Современный мир быстро меняется, меняются родители, педагоги, дети, общество. Вырабатываются новые методы обучения и социализации подрастающего поколения. Но в главной социальной миссии учителя заложено неизменное и базовое для всех исторических эпох — передать молодому поколению доступный ему объем общественных благ в виде полезных знаний, нравственных норм, опыта жизни и научить ими пользоваться с пользой для себя и общества. Тем самым делая существенный вклад в формирование общества.
Через воспитание и обучение подрастающего поколения, учитель в значительной мере способствует формированию личностей, владеющих новым видением мира в самых разных сферах жизни, труда, производства и культуры.
Учитель выступает как хранитель и носитель многообразных общественных благ всего народа, его бытовых, культурных, нравственных, интеллектуальных и духовных ценностей. Собирая и усваивая эти ценности в себе, он затем, в меру своих возможностей, передает их подрастающему поколению. В результате наши дети должны получать навыки здоровых отношений между людьми. Очень важными представляется умение в этих отношениях отстаивать свои убеждения и ценности как словами, так и поступками.
Учитель не только педагог, он наставник по вопросам культурной, нравственной и духовной ориентации подрастающего поколения. Через такое наставничество происходит непрерывное формирование нравственных, этических и эстетических ценностей молодого поколения. Воспитывая у молодежи представления о ценностях своей национальной культуры, педагог учит молодых людей регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты, уважения и гуманности по отношению к другим.
Призвание Учителя традиционно занимало в обществе почетное, но далеко не обеспеченное место. В сегодняшних условиях, когда требования к качеству педагога непрерывно растёт, следует кардинально пересмотреть принципы материального и морального вознаграждения и поощрения учителя.
Прежде всего необходимо существенно повысить сами тарифы за школьное и внешкольное время педагогической деятельности. Во‑вторых, нужно расширить круг, и увеличить размеры надбавок за многочисленные «нагрузки» преподавателей. В‑третьих, следует ввести целый ряд денежных и неденежных льгот: специальное медицинское обслуживание, транспортные пособия, льготные путевки, скидки по ипотеке и прочие виды подобных пособий.
Мы — современное общество, понимая, что «учитель – ключевая фигура в становлении нашего будущего, должны обеспечить поддержку социального, морального и материального статуса человека, которому мы доверяем свое будущее.