19 сентября 2021 года – единый день голосования в Российской Федерации. Назначено свыше 4,4 тысяч избирательных кампаний на всех уровнях публичной власти во всех 85 субъектах Российской Федерации. Замещению подлежат более 31 тысячи мандатов. Будут проведены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В 46 регионах предстоят выборы в органы государственной власти субъектов федерации. В 9 регионах будут избраны высшие должностные лица субъектов Российской Федерации посредством прямых выборов. Еще в трех – главы субъектов РФ будут избираться депутатами законодательных собраний субъектов РФ по представлению Президента России. Также пройдут выборы депутатов в 39 региональных парламентов. Большое число выборов будет проведено и на уровне муниципальных образований.
Поскольку голосование является механизмом волеизъявления граждан, приоритетной задачей государства является создание максимально комфортных условий для его осуществления. Это, в частности, позволит привлечь большее количество граждан, что, в свою очередь, будет способствовать повышению репрезентативности при выборах органов власти.
По этой причине в России развивается практика дистанционного электронного голосования (ДЭГ), а также применяется голосование в несколько дней. Электоральные процедуры с каждым годом становятся удобнее для избирателя. Уровень же удовлетворенности граждан процедурой выборов год от года демонстрирует рост: по данным ФОМ количество граждан, которые заявили, что на их избирательных участках не было того, что им не понравилось или произвело негативное впечатление, составлял 87% в 2008 году, 90% в 2012 и 93% в 2018. Кроме того, подавляющее большинство россиян доверяют выборам, которые проходят на территории РФ, удовлетворены ими. Так, по последним данным ВЦИОМ, 86% сотрудников предприятий отмечают, что не сталкивались со случаями принуждения к участию в выборах, при это 94% заявили об отсутствии случаев принуждения голосования за определенную партию. 75% опрошенных удовлетворены результатами президентских выборов в 2018 году. По данным ФОМ, 77% опрошенных по итогам данных выборов, считают их честными. Приведенные цифры (везде три четверти и более), без сомнения, говорят об очень высоком уровне легитимности выборов в России.
Принимая во внимание необходимость построения стабильной и эффективной системы органов публичной власти, основанной на демократическом принципе народовластия, что, в частности, было продиктовано поправками, внесенными в Основной закон в ходе конституционной реформы 2020 года, особую важность приобретает обеспечение надлежащего функционирования избирательной системы на всех уровнях организации власти – начиная с муниципальных образований и заканчивая федеральным центром.
При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что поддержание высокого качества проведения выборов на всех уровнях публичной власти Российской Федерации всегда носило первостепенный характер в силу потребности обеспечения транспарентности, а также конкурентности избирательного процесса, позволяющих отразить соответствующее действительности волеизъявление граждан, и, как следствие, сформировать легитимные органы власти.
Хорошим примером могут служить выборы в Московскую городскую думу 2019 года, успешность проведения которых, среди прочего, была широко подтверждена иностранными наблюдателями. Так, наблюдатель из Италии Альберто Бьянко позитивно оценил организацию выборов в Мосгордуму, он заявил, что доволен тем, как проходят выборы, оценил технологии, которые используются на выборах в России: новые КОИБы, видеотрансляции, видеонаблюдение и проч. Наблюдатель из Франции, юрист Вероника Руэз особо отметила систему электронного голосования и назвала ее использование «очень эффективным».
Координатор группы международных наблюдателей от ПА ОДКБ Арман Кожахметов выразил уверенность в надлежащем уровне проведения, а также подчеркнул эффективность системы нормативных актов, регулирующих вопрос проведения выборов. «Полагаем, что, как и всегда, предстоящие выборы пройдут на очень высоком уровне, законно, транспарентно, легально. В этом плане Российская Федерация всегда являлась примером для многих стран в развитии демократии в стране, в развитии законодательства о выборах. Мы смотрели ваши законы, очень много моментов, которые можно было бы нам обсудить в последующем и перенять, конечно, ваш опыт».
На другое важное обстоятельство – необходимость соблюдения невмешательства в избирательный процесс в части воздействия на электорат было акцентировано внимание Президентом России В.В. Путиным в ходе выступления на заседании Совета законодателей 27 апреля 2021 года. Так, Президент отметил, что: «…граждане России сами сделают свой выбор без услужливых и зачастую опасных, несущих раздор в обществе подсказок извне.».
Безусловно, учитывая такой необходимый компонент любых демократических выборов, как автономия воли избирателя, реализация данного тезиса не только на предстоящих выборах в Государственную Думу, но и в рамках последующих избирательных кампаний имеет первоочередное значение для Российской Федерации как демократического суверенного государства.
О важности процедуры выборов, ее определяющем значении с точки зрения доверия к формируемым гражданами конкретным персональным составам органов власти, неоднократно высказывался Конституционный Суд России. Согласно Постановлению Конституционного Суда от 13 апреля 2017 года № 11-П, а также Постановлению от 12 марта 2021 года № 6-П осуществление избирательными комиссиями своей деятельности «требует от них ответственного отношения к исполнению своих полномочий, сопряженного с эффективной заботой о создании условий для полноценного участия в выборах граждан, политических партий и других субъектов избирательного процесса. Игнорирование данной обязанности не согласуется с конституционной ценностью избирательных прав граждан и их объединений и с конституционной ролью органов и должностных лиц публичной власти при подготовке и проведении выборов.».
Степень прозрачности процедуры выборов является определяющим условием для формирования доверия граждан и предупреждения фальсификации результатов, поскольку избирательная система как таковая является, в первую очередь, инструментом реализации гражданами своего важнейшего права на участие в управлении государством через активное и пассивное избирательные права. В этой связи граждане должны обладать возможностью контролировать соблюдение законодательства при проведении выборов. Так, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июля 2011 года № 15-П, учитывая характер выборов как свободных и справедливых, что является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, Конституционный Суд указал, что они «предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью в условиях состязательности и открытости». Законодатель «обязан устанавливать такое правовое регулирование в этой области, которое надлежащим образом гарантировало бы избирательные права граждан и легитимацию органов публичной власти, формируемых по итогам демократических выборов, не допуская искажения результатов волеизъявления избирателей.». Кроме того, Конституционным Судом было подчеркнуто, что «свободные и справедливые выборы обеспечивают действенную реализацию гражданами пассивного и активного избирательного права, а также формирование выборных органов и замещение мандатов на основании подлинной воли избирателей при соблюдении принципа равного избирательного права, в силу которого голоса избирателей имеют равный вес, т. е. одинаково влияют на результат выборов.».
Стоит отметить, что реформирование избирательного процесса в части введения смешанной системы на федеральном уровне организации представительной власти является наглядным примером намерения законодателя повысить степень репрезентативности волеизъявления населения, а также настроить механизм избирательного процесса в соответствии с запросом граждан и, как следствие, увеличить общий процент доверия к институту выборов, к органам власти в целом.
В свете активного использования электронного голосования на выборах в Государственную Думу 2021 года нельзя не упомянуть позицию Европейской комиссии за демократию через право, отраженную в подпункте iv пункта 3.2 Руководящих принципов относительно выборов, согласно которой электронное голосование может применяться при проведении выборов, если оно является безопасным, надежным и транспарентным. Учитывая, в частности, опыт проведения выборов в Московскую городскую думу, основной задачей в части проведения федеральных выборов (выборов в Госдуму) при помощи электронного голосования является его надлежащее функционирование, делающее возможным ход данного процесса не только с должной степенью легкости, но и с необходимой прозрачностью, для чего в настоящее время имеется полный правовой и информационно-технологический инструментарий.
Активно внедряя механизм электронного голосования, повышая эргономику электоральных процедур, развивая принципы гласности и транспарентности, совершенствуя лучшие существующие избирательные практики, Россия движется в сторону того, чтобы нашу избирательную систему можно было с полной уверенностью назвать самой современной и самой эффективной в мире. С учетом огромного массива проделанной за эти годы работы как на законодательном уровне, так и на организационном, есть все основания полагать, что выборы 2021 года являются образцовыми с точки зрения применения современных технологий, эргономики избирательного процесса, прозрачности и открытости.