Завтра исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Композитор, мощь и яркость таланта которого общепризнана. Его музыку знают, любят, исполняют на всех континентах во всех странах.
Творчество Шостаковича мне близко давно. Немалую роль в пробуждении интереса к его произведениям сыграло то, что значительная часть его жизни связана с городом на Неве. Здесь он закончил консерваторию, здесь проходило его творческое развитие, здесь к нему пришли признание и слава. Мы, петербуржцы, по праву гордимся тем, что наш город стал местом становления гения.
Музыка Шостаковича не из тех, что принимается, нравится сразу. Созданную им вселенную выдающихся симфоний, струнных квартетов, прекрасной балетной музыки, вокальных циклов, замечательной музыки для фильмов я лично открывала для себя постепенно. Но как много дало мне вхождение в этот мир!
Подлинным потрясением для меня, как и для миллионов людей в нашей стране и за её пределами, стала легендарная Седьмая, Ленинградская симфония, посвящённая трагедии и героизму защитников, жителей осажденного гитлеровцами города. Ленинградцы, пережившие блокаду, рассказывали мне, каким вдохновляющим событием было для них исполнение этого произведения 9 августа 1942 года оркестром Ленинградского радиокомитета. Симфония транслировалась по радио и по уличным громкоговорителям. Она вселяла в людей веру в победу. Таким же глубоким переживанием явилось слушание Тринадцатой симфонии, написанной композитором на стихи Евгения Евтушенко, в ряду которых вызвавшее тогда немало споров стихотворение «Бабий яр».
Музыка Шостаковича очень разная. Для меня он композитор, который, будучи современником ХХ века, отразил в своём творчестве эту эпоху во всей ее сложности, противоречивости. Он её музыкальный летописец. Шостакович рассказывает о своем времени то, что невыразимо словами. В центре его повествования — человек с его обретениями и потерями, страданиями и радостями, человек думающий и чувствующий.
Отсюда, на мой взгляд, свойственная многим его сочинениям эмоциональность, порой даже нервность, драматичность звучания. Он жил в сложное время, но и оно жило в нём. Революции, две мировые войны с их многомиллионными жертвами, массовые репрессии, страдания и лишения — Россия прошла через все эти испытания. Они запечатлелись в его душе и сердце, стали лейтмотивом многих его произведений. Дмитрий Дмитриевич просто не мог не рассказать о трагедии, которую пришлось пережить человечеству и тем самым предостеречь от ее повторения. И рассказал – искренне, полно, ничего не утаивая и не приукрашивая. Убеждена, ни в отечественной, ни в мировой музыке никто не сделал это выразительнее и глубже Шостаковича.
Вместе с тем я убеждена и в том, что Шостакович не воспринимал мир исключительно в мрачных тонах. Попытки таким образом трактовать его творчество, мировосприятие представляются мне однобокими. Целый ряд его произведений несут в себе светлое начало, пронизаны верой в победу добра над злом, в свободу и счастье человека. И эта гуманистическая составляющая его творчества звучит столь же ярко, мощно, выразительно.
Духовное богатство, оставленное Шостаковичем, востребовано и в наше время. Я бы даже сказала, что сегодня оно еще более актуально. Это факт, что человечество подошло к черте, за которой во весь рост встаёт вопрос о выборе дальнейшего пути развития. Сам этот процесс сопряжен с немалыми рисками для человека, его свободы, блага. Мы видим, что в международном сообществе, в научной, экспертной среде, в общественных дискуссиях выдвигаются самые разные концепции на этот счёт. В том числе и те, что способны подвести черту под эрой гуманизма, в рамках которой последние века развертывалась мировая история. Видим вызовы, угрозы, связанные с изменением климата, ухудшением экологии, разрушением системы международной безопасности. А это значит, что те вопросы, которые особенно волновали Дмитрия Шостаковича, являлись главными в его творчестве, и сегодня в глобальной повестке. И, следовательно, музыка Шостаковича являет собой неотъемлемую часть духовной жизни как нашей страны, так и мира в целом, помогает в отстаивании гуманизма как высшей цели человеческого бытия, главного смысла исторического процесса.
Пристальное внимание композитора к теме человека, гуманизма имеет и личностную окраску. На первый взгляд Шостакович – баловень судьбы, обласкан советской властью. Народный артист СССР, Герой социалистического труда, пятикратный лауреат Сталинской премии, лауреат Ленинской премии, лауреат Государственной премии СССР, кавалер многих орденов, депутат и прочее, прочее.
Однако в действительности жизнь Шостаковича представляла собой постоянное преодоление препятствий, с которыми неизбежно сталкивается личность в государстве, стремящемся контролировать всё и вся. Художник, для которого свобода творчества, самовыражения превыше всего, — он не раз оказывался в ситуации, чреватой самыми серьезными последствиями. В 1936 году в газете «Правда» главном органе ВКП (б) в статье под выразительным названием «Сумбур вместо музыки» разгромной критике подверглась его опера «Леди Макбет Мценского уезда». Спустя 12 лет власть включила Шостаковича в список композиторов-формалистов, чье творчество, как было сказано в постановлении ЦК партии, чуждо советскому народу. Запрещалось публичное исполнение его произведений, композитор отстранялся от преподавания в консерватории.
Шостаковичу приходилось идти на компромиссы с властью, писать так называемую заказную музыку — к съездам КПСС, юбилеям революций, сочинять оратории, кантаты на конъюнктурные темы. Но и в этих своих работах он оставался ярким, талантливым, интересным. Как единодушно отмечают композиторы, музыковеды, будучи гением, Шостакович просто не умел сочинять плохую музыку. И самое главное – он не совершил ничего, что бросило бы тень на него как выдающегося деятеля искусства, патриота и гражданина своего Отечества, человека высоких нравственных принципов.
Сегодня мы живём в стране, где художник полностью свободен в своём творчестве. Для российского государства, для общества талантливый человек, а тем более гений, – ценнейшее достояние. Бесспорно, с такими людьми подчас нелегко, так как им тесно в привычных рамках. Но именно они идут в авангарде прогресса, двигают вперед свою страну. С талантами надо работать, проявляя внимание, заботу, терпимость. Мы должны, подчеркивает Президент России В. Путин, воспитывать гражданина, человека, который стремится к реализации своих собственных талантов и устремлений, к тому, чтобы поставить эти таланты на службу обществу. И это делается. В стране сформирована одна из лучших в мире систем выявления и поддержки талантов на всех этапах их развития, деятельности, будь то наука, техника, искусство, управление.
В культурной жизни нашего общества музыка занимает важное место. Особенно большой интерес к ней проявляют подростки, молодёжь. Диапазон форм, жанров, стилей музыки сейчас огромен как никогда. Художественная, духовная ценность некоторых из них, мягко говоря, сомнительна. Тем не менее, на мой взгляд, метод запретов в этой сфере должен быть исключением, а не правилом, применяться только тогда, когда нарушается норма закона.
В то же время, полагаю, государству, обществу следует предпринять шаги, направленные на совершенствование музыкального образования и просвещения школьников, молодёжи. Это необходимо для того, чтобы они не ограничивались тем, что принято называть массовой культурой, шоу бизнесом, а знали, что есть и совсем другая музыка, возвышающая человека, обращенная к лучшему в нём. Повторю, речь не идет о принуждении. Человек имеет право сам решать, что ему слушать. Но для этого он должен иметь представление о мире музыки в целом. И в первую очередь — о классической отечественной музыке, которая воплощает такие базовые ценности российской культуры, как гуманизм, нравственность, справедливость, красота. Речь как о великих русских композиторах 19 века, так и о сравнительно недавно ушедших от нас: Д. Шостаковиче, С. Прокофьеве, А. Хачатуряне, Г. Свиридове, ряде других музыкантов.
Надо, чтобы вступающие в жизнь поколения знали о них. Ибо знакомство с их музыкой, погружение в неё духовно обогащает людей, делает их лучше. Полагаю, Министерству культуры, Министерству просвещения, Российской академии образования следует подумать над совершенствованием музыкального образования, музыкального просвещения в нашей стране.
Память о Дмитрии Шостаковиче увековечена в Ленинграде, Москве, ряде других городов России. Международный благотворительный фонд Юрия Башмета ежегодно присуждает премию его имени. Искренняя признательность ему за это. В то же время творчество Дмитрия Шостаковича – предмет гордости всей России, воплощение духовной мощи страны, высший взлет человеческого духа.
Поэтому, полагаю, следует подумать и над учреждением Государственной премии имени Д. Шостаковича, присуждаемой гражданам, творческим коллективам, организациям России и зарубежных государств за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства, музыкального образования, концертной деятельности.