Конец декабря — традиционное время для подведения итогов. 2021 год принёс существенные плоды в борьбе с пандемией и надежду, что пандемийные времена закончатся. В кратчайшие сроки российскими учеными были разработаны и внедрены вакцины от коронавируса. Благодаря этому важной особенностью 2021 года стало то, что все пленарные заседания и большинство других официальных мероприятий СФ были проведены, в отличие от 2020 года, в очном формате. Да, конечно, пока не полностью, но в большинстве своем Совет Федерации как и большинство учреждений в стране вернулся к обычному режиму работы, но с соблюдением всех мер и требований безопасности.
В 2021 году приоритетной оставалась социальная проблематика, но теперь она затрагивала не только вопросы льгот и пособий для граждан или единовременную помощь в связи с пандемией, но и другие важные вопросы. Например, актуальной была и остаётся тема социально ориентированной системы газификации.
Кроме того, важными вопросами деятельности сенаторов были инфрастуктурные бюджетные кредиты для регионов и реструктуризация ранее предоставленных регионам бюджетных кредитов, развитие малого и среднего бизнеса, реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», в том числе развитие федеральной магистральной сети и меры развития дорожного хозяйства, а также проблемы модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях и ряд других тем.
Так, в конце 2020 – начале 2021 года мы в месте с коллегами много времени уделяли проблемам автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в результате 24 февраля 2021 год был принят Федеральный Закон №26, направленный на разграничение полномочий между федеральными и региональными органами, связанными с проверкой оплаты проезда и оплаты провоза ручной клади и перевозки багажа. В частности, Федеральный Закон закрепил запрет принудительной высадки детей, не достигших 16 — летнего возраста, следующих без сопровождения совершеннолетнего лица. Данный Закон был достаточно резонансным, так как поводом к его обсуждению и принятию стало то, что детей высаживали из общественного транспорта за безбилетный проезд.
Большая работа проводилась в нашем комитете в Совете Федерации по экономической политике по организации и проведению круглых столов, рекомендации которых в течение года становились поручениями Правительства, а также законопроектами и даже успевали стать законами.
Несмотря на пандемию в России удалось сохранить темпы и качество работ по строительству и поддержанию сохранности дорог в стране. Но при этом существует множество проблем и противоречий, которые придётся исправлять в том числе и на законодательном уровне в 2022 году. В частности, отсутствуют единые правила внедрения интеллектуальных транспортных систем в городах с населением более 300 тысяч человек. В дальнейшем это неминуемо затруднит вхождение в единое цифровое пространство. Эти и другие проблемы, например, отсутствие рекомендаций по заключению контрактов единого цикла на региональном уровне, мы как раз и обсуждали на круглых столах. Сенаторы также предложили актуализировать показатели доли автомобильных дорог в регионах и муниципалитетах, а также показатели доли отечественного оборудования в закупках. Значительная работа осуществляется и по законодательному обеспечению импортозамещения. Эту работу мы продолжим в 2022 году.
Импортозамещение комплектующих — серьезнейшая проблема даже не столько сегодняшнего дня, сколько это важно в среднесрочной перспективе, когда возникнет проблема продвижения продукции в том числе на мировых рынках.
Не менее активно в течение года мы обсуждали и вопросы совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере транспортной безопасности. По поручению главы комитета Андрея Кутепова, я провел круглый стол, на котором обсуждались серьезные вопросы оптимизации требований по обеспечению транспортной безопасности. В связи с изменением законодательства в области безопасности, в ближайшее время необходимо выполнить дополнительную оценку уязвимости и разработать план обеспечения транспортной безопасности.
Аналогично была построена работа по усилению ответственности за организацию и осуществление нелегальных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Вообще проблема нелегальных перевозок пассажиров оказалась очень резонансной. Общественная реакция показала, что это волнует граждан и конечно предстоит много работы по наведению порядка в этой сфере. У нас на государственном уровне отсутствует концепция развития пассажирских автоперевозок как отрасли российской экономики. Этот пробел ещё предстоит устранить. Предложение о разработке такой концепции сенаторы направили в Правительство.
Постоянное пристальное внимание сенаторов к этим вопросам, а также контроль за реализацией поставленных задач со стороны Совета Федерации, позволяют в целом гораздо более рационально использовать имеющиеся на строительство, ремонт и реконструкцию дорог средства и реализовать его качественно и в срок. В 2022 году тема дорог и дорожной инфраструктуры будет одной из ключевых.
Следующий год предстоит обсуждать многие темы, в том числе по ужесточению контроля за выдачей разрешений на оружие, меры по борьбе с лихачеством на дорогах. Уверен, 2022 год станет годом законодательных решений, которые позволят облегчить и структурировать жизнь каждого из нас.