Ровно 170 лет тому назад нынешний Государственный Эрмитаж обрёл статус публичного музея. Фактически, превратился из «места уединения» царственных особ в место, доступное для общества – в 1852 году состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа. Тогда это стало событием, заметным лишь внутри России. Сегодняшний юбилей – уже значимая дата для всей мировой культуры. Для всего человечества.
Эрмитаж входит в ряд не просто лучших, а «лучших из лучших» собраний искусств. Музеев на планете тысячи. Но лишь очень немногие из них обладают коллекциями, которые имеют общечеловеческое значение, ежегодно становятся местом паломничества миллионов. Мы вправе гордиться тем, что наша страна таким музеем располагает.
Отдаю себе отчёт в том, что, когда речь идёт о культурной, духовной жизни, цифры не являются ключевым показателем. Вместе с тем определённую значимую информацию они в себе заключают. Когда‑то Эрмитаж начинался с приобретения императрицей Екатериной II 225 картин голландских и фламандских художников. Современный Государственный Эрмитаж – это более 3 миллионов единиц хранения, множество зданий, включая реставрационно-хранительский комплекс «Старая Деревня», выставочные центры в Выборге, Екатеринбурге, Казани, Омске, Амстердаме. Абсолютная культурная ценность коллекций Эрмитажа неоспорима.
Каждый великий музей уникален. Неповторим и Эрмитаж. Думаю, с этим согласится каждый, кто бывал там хоть однажды, и кому есть, с чем сравнивать. Что‑то необычное, даже таинственное в самой его атмосфере. Думаю, это идёт от того, что основные залы располагаются в прекрасных зданиях одного из красивейших городов планеты. Аура Петербурга присутствует, разлита в залах музея, неотделима от него. Мы, посетители, её хорошо чувствуем.
Эрмитаж – гордость России. Для нас, петербуржцев, он ещё и предмет большой любви. Вместе с федеральной властью город немало сделал и делает для обновления, совершенствования его материальной базы, технического оборудования, для расширения возможностей демонстрации коллекций музея. Так, в уже упомянутой «Старой деревне» впервые в мире создано открытое фондохранилище, богатства которого доступны для публики. Посетить можно даже святая святых любого музея – реставрационные мастерские. Всё сделано для того, чтобы посетители не чувствовали себя стеснёнными, видели, что они не обременение, а желанные гости. Думаю, что в этом отношении Эрмитаж сегодня – один из самых открытых, демократических, дружественных к публике музеев.
И, конечно же, Эрмитаж – воплощение «имперскости» России. В самом положительном и правильном смысле. В его создании, росте слились воедино и глубоко укоренённое в российском обществе тяготение к духовности, осознание того, что не хлебом единым жив человек, и понимание важной роли культуры, просвещения как инструмента для развития страны, державной мощи, для сохранения исторической памяти. Как бы трудно ни приходилось России в иные исторические периоды, художественные ценности сберегались, охранялись, а порой, как например, в годы Великой Отечественной войны, спасались буквально с риском для жизни. Если бы не это, присущее российскому государству, российскому народу почитание, я бы даже сказала, преклонение перед культурой, искусством, мы не располагали бы сегодня ни эрмитажными коллекциями, ни многими другими культурными объектами мирового значения.
Особое внимание обращает на себя то, что музеи в России – не кладовые. Я бы назвала их постоянно действующими школами, университетами, которые вводят человека в мир знания, красоты, духовно-нравственных ценностей – как национальных, так и общечеловеческих. Это площадки, на которых происходит встреча культур, развёртывается тот вроде бы неслышимый разговор, который помогает всем нам, представителям разных традиций и религий, лучше узнать, понять, почувствовать друг друга. И тем самым – не допустить формирования комплекса национального, цивилизационного превосходства над другими. Задача, как оказалось, актуальная и в XXI веке.
Достаточно нескольких посещений Эрмитажа, чтобы воочию убедиться: современная культура, современная цивилизация возникла, живёт, развивается в тесном взаимодействии, что духовное богатство мира – в его многообразии. Будучи вначале порождением европейской культуры, Эрмитаж уже очень скоро вышел за её рамки. И сегодня в нём собраны и собираются, изучаются, демонстрируются предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства и Европы, и Востока, от древнейших времён до наших дней. Оба начала – западное и восточное – в деятельности музея равноправны, равноценны, можно сказать, равно уважаемы. Я вижу в этом воплощение и подтверждение той самой способности всемирной отзывчивости, которую Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал главенствующей способностью русского народа, его умением воспринимать всё как своё и в то же время сохранять особенность воспринятого.
Диалог культур – это также международное сотрудничество музеев, их совместная работа над осуществлением тех или иных исследовательских, выставочных, реставрационных и иных проектов. Оно выходит за рамки чисто профессионального взаимодействия. Ведь культурные ценности – достояние всего человечества, а потому они выше политики. Взаимодействие музеев призвано тушить вражду, конфликты, а не разжигать их. Таким образом, благодаря своему авторитету Эрмитаж много делает для развития сотрудничества во имя гуманизма, безопасного и прочного мира.
Уверена, великая гуманистическая культура, хранителями которой являются музеи мира, сильнее её разрушителей. Это в полной мере относится и к нашим отечественным музеям. Их экспонаты, фонды – убедительное свидетельство, что Россия – страна славной истории, огромных достижений, неотъемлемая составляющая мировой цивилизации. Особенно значима, считаю, роль музеев в воспитании вступающих в жизнь поколений.
Завершая, не могу не сказать, что в этом году в истории музея ещё одна значимая дата: тридцатилетие бессменной работы Михаила Борисовича Пиотровского на посту генерального директора Государственного Эрмитажа. Скажу совершенно искренне: музею, его коллективу посчастливилось, что в нелёгкие как для музея, так и для всей страны времена его возглавил крупный учёный, талантливый управленец, яркая, творческая личность. Во многом благодаря его усилиям Государственный Эрмитаж за эти годы поднялся на качественно новую ступень развития, включил в свою работу самые современные технологии и стал примером того, чем должен и может быть на деле музей XXI века. Он достойно продолжает дело своих великих предшественников: Иосифа Орбели, Михаила Артамонова, Бориса Пиотровского.
От всей души поздравляю руководителей, сотрудников, ветеранов Государственного Эрмитажа со 170-летием обретения статуса публичного музея. Новых успехов вам в вашей благородной деятельности.