Нередко приходится слышать мнение, что, мол, мы оказались не готовы вести информационную войну, и потому медиапространство просто переполнено оценками, а то и просто фейками наших оппонентов.
Однако этот взгляд не отражает реальной ситуации. По сути, нет никакой информационной войны, которая бы, в теории, предполагала некое открытое соревнование мнений, оставляя оценку за мировой аудиторией.
Мы же имеем дело с абсолютно стерильным информационным пространством Запада, находящегося под плотным куполом единомыслия. Это пространство зачищали и настраивали уже давно, причем явно готовясь именно к нынешней ситуации. Людям буквально внушали – «не смотрите наверх», как в очень актуальном голливудском фильме.
Конечно, столь откровенные оруэлловские сюжеты нам казались все же невозможными, с учетом нашей веры в европейские благоразумие и многообразие. Однако приходится признать, что это – современная реальность, в которой даже попытка выразить альтернативное мнение вызывает некую общественную аннигиляцию: бурный взрыв протеста и гнева, стремления подвергнуть остракизму сам источник информации.
Собственно, обратимся к оригиналу: «Вдруг весь Лондон украсился новым плакатом. Без подписи: огромный, в три-четыре метра, евразийский солдат с непроницаемым монголоидным лицом и в гигантских сапогах шел на зрителя с автоматом, целясь от бедра. Где бы ты ни стал, увеличенное перспективой дуло автомата смотрело на тебя. Эту штуку клеили на каждом свободном месте, на каждой стене, и численно она превзошла даже портреты Старшего Брата. У пролов, войной обычно не интересовавшихся, сделался, как это периодически с ними бывало, припадок патриотизма. И, словно для поддержания воинственного духа, ракеты стали уничтожать больше людей, чем всегда. Одна угодила в переполненный кинотеатр в районе Степни и погребла под развалинами несколько сот человек. На похороны собрались все жители района; процессия тянулась несколько часов и вылилась в митинг протеста. Другая ракета упала на пустырь, занятый под детскую площадку, и разорвала в клочья несколько десятков детей. Снова были гневные демонстрации, жгли чучело Голдстейна, сотнями срывали и предавали огню плакаты с евразийцем; во время беспорядков разграбили несколько магазинов» (Дж.Оруэлл «1984»).
Очень узнаваемо: образ жестокого евразийского солдата, непременные картинки зверств, похороны-митинги и всеобщее озверение. Отличительная особенность этой реальности, воплощаемой сегодня на Западе – ставка на картинку, образ, эмоции, а не на факты или дискуссии.
И Украине в данной реальности также отводилась роль картинки. Она поначалу должна была иллюстрировать все преимущества прозападного выбора – именно поэтому из картинки благоразумно убрали все эти нацбаты, сгоревших людей в Одессе, запреты на все русское, расправы над оппозицией, расстрелы мирных жителей на Донбассе и т. п. Это мы обо всем знали и писали все эти годы, при этом имея полный доступ и к альтернативным мнениям. А они жили в абсолютно закрытой матрице, в которой любой, кто пытался рассказать правду, клеймился как враг свободы и демократии и агент Кремля.
Но и теперь Украина должна, прежде всего, поставлять картинку. На этот раз – страшный образ жертв «зверств русских». Это делается на максимально наглядном и – что особенно важно – предельно персонифицированном уровне. Отработанный годами образ «сирийского мальчика», которого обсыпали штукатуркой перед сьемкой для западных СМИ, – ключевое во всей медиа-стратегии.
Самое опасное в этой «стратегии картинки» – что она требует постоянной подпитки. Если упрощать: чем выше цены на автозаправках и счета за отопление и продукты в Америке и Европе, тем страшнее должен быть поток информации с Украины. Тем выше градус гнева на «русских изуверов», которых начинают ненавидеть уже не за то, что они никак не принимают благословенные «европейские ценности», но сугубо за национальную принадлежность. И где та грань, какой уровень цен на бензин в Европе приведет к тому, что будет применено что‑то особенно бесчеловечное? А Россия с ужасом и изумлением узнает, что «она», оказывается, применила химическое или бактериологическое оружие по «абсолютно достоверным» данным очередных «Белых касок».
«Картинка» требует не прекращения военных действий, не уменьшения числа жертв, не переговоров и мира, а продолжения потока фото-видео-ужасов, вызывающих вполне естественный гнев у любого нормального человека. 16 марта президент Украины Владимир Зеленский выступил с видеообращением к палатам Конгресса США и продемонстрировал видеомонтаж из кадров, снятых на Украине, призванных свидетельствовать о тех ужасах, с которыми приходится иметь дело мирному населению. Как пишут СМИ, по лицам законодателей было видно, что этот ролик произвел на них сильное впечатление. В заключение на экране возникла фраза: «Закройте небо над Украиной».
Надо понимать, что нынешние антироссийские эмоции на Западе, стремление как‑то лично покарать русских «нелюдей» вполне искренни – точно так же вполне искренне в 30-е годы советские трудящиеся хотели покарать «убийц товарища Кирова», «троцкистских белогвардейских прихвостней», «японских шпионов» и т. п.
И людям на Украине, которых не выпускают через гуманитарные коридоры, призывают оказывать сопротивление до последнего (украинца), которым внушают, что победа уже вот-вот наступит, нужно только взять в руки оружие, иначе придет «страшный русский мир» – им пора уже понять эту свою жертвенную миссию ради сплочения Запада на фоне картинки с «евразийским солдатом с непроницаемым монголоидным лицом».
Описание «чудовищного характера» военной операции, в ходе которой, естественно, «умышленно наносятся удары по жилым объектам, роддомам и больницам», служит и другой важной цели: «замазать» таким страшным образом все те позорные военные кампании Запада предыдущих лет, которые на самом деле в мире помнят вполне хорошо, причем отнюдь не как летопись побед демократии и освобождения народов.
Отсюда и такой накал международной кампании, стремление вовлечь как можно больше внезападных государств, принять максимум международных резолюций и т. п.: все должны увидеть, что по‑настоящему плохо – это то, что делает Россия на Украине. А по сравнению с этим ковровые бомбардировки Запада в Югославии, Ираке, Ливии и т. д. – это очень аккуратные, сугубо гуманитарные акции, и вообще очень давно и почти неправда.
Нужен образ некоего Абсолютного Зла, которое стало бы оправданием и способом заставить мир «забыть» все эти фейковые пробирки и не фейковые расстрелы свадеб и больниц.
Другой страх Запада – грядущие разоблачения его весьма нечистых игр на постсоветском пространстве, и в частности – на Украине. Речь не только об уже обнаруженных биологических лабораториях, о которых, почему‑то, только сейчас узнают в самой Америке. Но могут вскрыться неприятные факты и о реальных причастных к убийствам на майдане, и об истинных виновниках крушения рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines, и о подоплеке многих других эпизодов, работавших на всю ту же «картинку». Именно поэтому так давно и старательно дискредитируют любые данные, источником которых является Россия. Чтобы никакие факты не проникали через медиа-купол в умы простых граждан, регулярно собираемых на «двухминутки ненависти».
«Ко второй минуте ненависть перешла в исступление. … В какой‑то миг просветления Уинстон осознал, что сам кричит вместе с остальными и яростно лягает перекладину стула. Ужасным в двухминутке ненависти было не то, что ты должен разыгрывать роль, а то, что ты просто не мог остаться в стороне. Какие‑нибудь тридцать секунд — и притворяться тебе уже не надо. Словно от электрического разряда, нападали на все собрание гнусные корчи страха и мстительности, исступленное желание убивать, терзать, крушить лица молотом: люди гримасничали и вопили, превращались в сумасшедших» (Дж.Оруэлл «1984»).