Блоги сенаторов

Все записи блога Шейкин Артем Геннадьевич Шейкин
Артем Геннадьевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Не звони мне, не звони…

Проблема телефонного мошенничества в последние несколько лет приобрела поистине эпический размах: только за прошедшую весну, по данным официальной статистики, более 70% пользователей столкнулись с различными видами нежелательных звонков, начиная рекламным спамом, и заканчивая попытками получить доступ к банковским счетам и данным карт. Из‑за различных мошеннических схем в первом квартале 2022 года со счетов доверчивых россиян было похищено около 3,3 млрд. руб. – и эти цифры, как и количество опасных звонков, только растут.

К тому же телефонное мошенничество давно перешагнуло границы какой‑то одной страны, теперь это международный «бизнес». Так, в ходе спецоперации на Украине, в Бердянске был обнаружен целый колл-центр, инфраструктура для которого оказалась развернутой на территории Нидерландов и Германии, IP-телефония – в Эстонии, а сервисы безопасной системы учета звонков работали из США. По оценкам специалистов, для пресечения подобной деятельности нужны самые решительные меры, и работа в этом направлении уже ведется.

В частности, по инициативе Артема Шейкина – сенатора от Амурской области, руководителя секции «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности Российской Федерации» в Совете по развитию цифровой экономики при СФ РФ – был разработан законопроект, предлагающий внесение ряда важных изменений в Федеральный закон №126-ФЗ «О связи». «Законопроект направлен на установление четких требований к операторам связи по блокировке любого звонка с подменного номера по каналам телефонной сети, а также недопущению мошеннических звонков посредством совмещения IP-телефонии с телефонной сетью», – отмечает сенатор. В настоящее время документ, который, помимо прочего, предлагает дать гражданам возможность с помощью аккаунта на Госуслугах заявлять о мошеннических звонках, проходит доработку в Государственной думе.

Кроме того, с января 2022 года у правоохранительных органов появилась возможность привлекать операторов связи к административной ответственности по статье 13.2.1 КоАП РФ – за неисполнение обязанности по передаче в неизменном виде абонентского номера. Первой в своей практике эту статью начала применять прокуратура Москвы (в столице, к слову, доля IT-преступлений на сегодняшний день составляет свыше 35% от общего числа правонарушений). Ряд уголовных дел, возбужденных по фактам ложных сообщений об актах терроризма или мошенничества с использованием подменных абонентских номеров, были подвергнуты анализу. В результате инициировано привлечение к административной ответственности 6 должностных лиц организаций, оказывающих услуги связи.

Штрафы по статье 13.2.1 КоАП РФ могут доходить до 100 тыс. руб. для должностных лиц, до 800 тыс. руб. для ИП, и до 1 млн. руб. – для юридических лиц. Показательным примером здесь может послужить административное дело в отношении ООО «Премьер-Телеком», основанием которого явились материалы уголовного дела о мошенничестве. Звонки в этом случае, кстати, также поступали из‑за границы – через компанию Alliance Telecom Group Limited, зарегистрированную в Гонконге, но с использованием IP-адреса из Великобритании и подмены реальных номеров на стандартную российскую нумерацию. Сумма штрафа для ООО «Премьер-Телеком», пропустившего через свою сеть мошеннические звонки, в итоге составила 400 тыс. руб.

В прокуратуре Москвы сейчас прорабатывают комплекс дополнительных мер, направленных на борьбу с IT-преступностью и, в частности, с телефонным мошенничеством. Среди прочего рассматривается вопрос о возможности применения действующих норм уголовного законодательства к операторам связи, пропускающим телефонные соединения с подменных номеров, и тем самым содействующим совершению преступления. В свою очередь Генеральная прокуратура РФ, высоко оценивая достигнутые результаты, распространила положительную практику прокуратуры Москвы на все регионы.

Однако даже крупные штрафы не останавливают некоторые компании в погоне за прибылью – мошенники же, понятное дело, этих штрафов не видят вовсе. Как подчеркивают эксперты, эффективную борьбу с телефонным мошенничеством можно вести только посредством профилактики, а для этого необходимо взаимодействие всех участников процесса. Предлагаемый Артемом Шейкиным и его коллегами законопроект как раз и призван устранить неопределенность в ряде ключевых вопросов, дать возможность в принципе не пропускать опасные звонки, блокируя их еще до того, как мошенники смогут приступить к «обработке» потенциальной жертвы.

«Операторы связи должны понять, что государство, защищая их интересы как хозяйствующих субъектов и создавая условия для их развития, не позволит игнорировать требования закона, нарушать права других лиц и получать прибыль, способствуя совершению преступлений. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав граждан, интересов общества и государства, установить уголовную ответственность за повторное неисполнение операторами связи требований законодательства о связи, а также за нарушение ими закона, повлекшее совершение преступления. Кроме того, факты привлечения операторов связи к административной, а в дальнейшем и к уголовной ответственности, должны учитываться при выдаче им соответствующих лицензий», – подчеркнул Артем Шейкин.

Борьба с опасными звонками лишь начинается. Нет сомнений в том, что телефонные мошенники будут искать все новые и новые схемы обмана, как и технические возможности для их реализации. Однако теперь им это будет сделать куда сложнее.