В нашем Отечестве уважение к образованию, к знаниям, к тем, кто их умножает, передает, уходит своими корнями в глубь веков. Это, можно сказать, неотъемлемая часть нашего культурного кода. Вот почему День знаний – праздник, близкий каждому, по‑настоящему всенародный. Особо поздравляю с ним школьников и студентов, учителей и преподавателей вузов, всех, кто трудится в сфере просвещения, образования, популяризации знаний!
Сегодня именно качество образования и воспитания в огромной степени определяет динамику развития страны, ее место на международной арене, ее будущее.
В этом году мы отмечаем День знаний в непростой обстановке. Россия проводит на территории Украины специальную военную операцию. Сейчас, полгода спустя, хорошо видно, насколько велика была угроза, нависшая над нашей страной, насколько своевременным было решение о проведении СВО. На поле боя нам реально противостоят не только вооруженные силы Украины, нацистские батальоны, но и коллективный Запад, НАТО. От исхода операции зависит не только существование нашей страны как целостного, суверенного, сильного государства, но и то, каким будет мир после ее завершения. Продолжит ли он и далее движение в сторону многополярной модели, утверждения в международных отношениях принципов равноправия, сотрудничества, справедливости. Или же США, их союзники установят свою глобальную гегемонию.
Не вызывает сомнений, что у нас хватит ресурсов для победы – ресурсов не только материальных, но и интеллектуальных, моральных. Отечественные вооруженные силы оснащены самым современным оружием и техникой. Российские военнослужащие действуют гуманно. Они не используют мирных граждан в качестве «живого щита», не ведут обстрел городских кварталов, не уничтожают объекты социальной и коммунальной инфраструктуры. Не запятнали себя расправами над военнопленными. Как подчеркнул глава нашего государства Владимир Владимирович Путин, сегодняшние офицеры и солдаты России – наследники поколения победителей, внуки и правнуки героев Великой Отечественной войны – самоотверженно сражаются за Родину, за наш народ.
То, что у нас мужественные солдаты и офицеры, патриотическая молодежь, высокий уровень поддержки обществом действий государства – убедительное свидетельство эффективности отечественной системы образования и воспитания, политики в этой сфере, ее основополагающего принципа – единства образования и воспитания.
Мы должны не просто сохранять, но и крепить это наше преимущество. Решение о том, что с 1 сентября 2022 года каждая учебная неделя во всех школах страны будет начинаться с поднятия флага и исполнения гимна – важный шаг на этом пути. Наша палата поддерживает его. Многие сенаторы непосредственно участвуют в патриотическом воспитании школьников в своих регионах. На мой взгляд, встречаться надо чаще, вести с ребятами открытый, живой диалог.
Мы живем в мире, где идет перманентная интенсивная и изощренная информационная война. Это требует еще большего внимания к воспитанию, формированию личности ребенка, подростка, его мировоззрения, ценностных ориентиров.
И, конечно, нужно решать проблемы, отвечать на вопросы, которые возникли не сегодня, но в нынешней ситуации приобрели особую остроту. Отмечу некоторые из них.
Первое. Невозможно переоценить воспитательную роль гуманитарных дисциплин, в первую очередь, истории. В 2013 году Президент России выступил с инициативой подготовки для общеобразовательной школы единой линейки учебников. Такая работа проделана. И все же полного удовлетворения ее результатами нет ни у педагогов, ни в научной среде, ни в обществе. Особенно в том, что касается освещения в учебниках отечественной истории, ее нового и новейшего периодов. Я имею в виду наличие в некоторых из них двусмысленных трактовок, оценок, нечеткой расстановки акцентов.
Так, например, представляется серьезным упущением то, что в учебниках мало сказано о том, что против Советского Союза воевали не только гитлеровская Германия, но и армии, дивизии Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии, национальные формирования СС, в их числе латышский и эстонский добровольческие легионы. На Третий рейх работали предприятия почти всех стран Европы, притом не только оккупированных гитлеровцами. Иными словами, Великая Отечественная война была войной не только против нацистской Германии, но и против объединившейся вокруг нее Европы. Актуальность этого аспекта на фоне происходящего в мире сегодня очевидна.
Считаю, что изменению ситуации способствовало бы проведение конкурса на создание учебника истории России, освещающего ее действительно правдиво, с учетом всего многообразия фактов и событий. Важно, чтобы конкурс был широкий, открытый, прозрачный для общественности. Его итоги должна подвести авторитетная комиссия, состоящая из крупных ученых, опытных педагогов, представителей заинтересованных общественных организаций, органов государственной власти.
Второе. Никто и тем более ничто, никакой искусственный интеллект не заменит учителя в воспитательной работе. Это труд, требующий глубоких знаний, умений, творческого подхода, а также времени.
Вот его в современной российской школе учителям не хватает. Давно говорится об их загруженности делами, не имеющими прямого отношения к учебной и воспитательной работе. В Совет Федерации, на имя сенаторов приходили обращения педагогов, директоров школ, родительской общественности, в которых говорилось о разного рода избыточной отчетности, бесконечных проверках всего и вся. Но летом был принят и подписан Президентом закон, снижающий бюрократическую нагрузку на учителей. Рассчитываем, что уже в этом учебном году педагоги почувствуют позитивные изменения.
Настало время не только в бизнесе, но и в школе жестко упорядочить проверки, представление отчетности, отказаться от всего того, что не связано с деятельностью учителя как преподавателя и воспитателя.
Третье. Складывается впечатление, что стремительное развитие информационных технологий рождает у немалой части экспертов, должностных лиц убеждение: «цифра» может все. В том числе и в школе, образовании. Я бы назвала эту позицию, мягко говоря, не совсем верной.
Школа не транспортное предприятие, которое отгружает знания клиентам – ученикам. Ее миссия в том, чтобы обеспечивать становление и развитие личности. А это не просто механическое внедрение знаний в голову ребенка, подростка, юноши и девушки. Школа должна, прежде всего, учить их думать, чувствовать, сопереживать, различать добро и зло, красивое и безобразное, помогать становиться гражданами, патриотами, созидателями достойного будущего своего Отечества.
Таково высшее предназначение школы. И здесь никакой алгоритм – не помощник. Цель формирования цифровой образовательной среды в том, чтобы перевести на язык программ стандартные, рутинные виды деятельности, коих в школе еще немало. И все.
Главные составляющие учительского труда во все времена остаются неизменными: методическое мастерство, творческий подход в приобщении школьников к знаниям, открытость, искренность в общении с ними.
Знаю, что этим проблемы школы не заканчиваются. Есть и другие. Но они решались и будут решаться. Российская школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна на них ответит.
В нынешней ситуации имеет большое значение убежденность, прежде всего подрастающего поколения, в том, что Россия выбрала единственно правильный путь к сильному, процветающему государству. Без этого у молодежи не будет ясных целей, рождающих созидательную энергию, мотивации для своего интеллектуального, профессионального роста, политической и общественной активности.
Мне доводилось слышать, читать, что у современной России, в отличие от Советского Союза, нет четкого представления ни о том, в каком обществе мы сейчас живем, ни о том, куда и зачем идем. Категорически не согласна с такой точкой зрения.
Повторю то, что говорила неоднократно: в Основном законе России сформулированы политические, экономические, социальные, культурные основы нашего общества, выдержавшие проверку временем. Убеждена, всероссийское голосование летом 2020 года, закрепившее назревшие изменения в Конституцию нашей страны, показало согласие общества относительно будущего России. В его основе – развитие с учетом нашей исторической и национальной идентичности, что особенно важно сейчас, когда в мире появилось столь много новых и опасных вызовов. Фактически он вступил в фазу цивилизационного кризиса. Человечество на распутье: одна дорога ведет к углублению кризиса и расколу, другая – к укреплению цивилизации, главная цель которой – человек, его развитие. Наша страна сделала свой выбор.