Блоги сенаторов

Все записи блога Шейкин Артем Геннадьевич Шейкин
Артем Геннадьевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Вопросы кибербезопасности: регионы просят поддержки

Согласно прогнозам Минцифры, за 2022–2024 годы общие расходы государственного сектора на программное обеспечение составят около 934 млрд. рублей, из которых до 80% – то есть порядка 650 млрд. рублей – будет потрачено на продукцию отечественных разработчиков. Таким образом, по сравнению с 2019–2021 годами, расходы на российское ПО в госсекторе вырастут в 3,4 раза. Впрочем, как отмечают эксперты: «санкции – это надолго», а значит, спрос на отечественное программное обеспечение может оказаться куда выше, в том числе не только в государственном, но и в частном секторе.

По сути, вариантов у любой компании сегодня лишь два: либо максимально оперативно переходить на продукты от российских разработчиков, либо на свой страх и риск продолжать использовать софт западных компаний – без какой‑либо технической поддержки, обновлений и гарантий защищенности. В малом и среднем бизнесе подобные риски в какой‑то мере оправданы (в конце концов, уход из России зарубежных «партнеров» фактически дал карт-бланш маленьким фирмам на использование «крякнутого» софта). Совсем другое дело, когда речь идет об основных сферах экономики – разведка и добыча полезных ископаемых, фармацевтика, машиностроение, ЖКХ, строительство, экология, электроника, транспорт, металлургия, сельское хозяйство, торговля, связь, медиа. Специализированное ПО для таких отраслей стоит дорого, а последствия его отказа могут обойтись еще дороже. Понятно, что государство подобная «лотерея» совершенно не устраивает – поэтому, как отметил Михаил Мишустин, все ключевые типы систем и приложений планируется отнести к объектам критической информационной инфраструктуры. Так что переход на отечественный софт в этих областях станет обязательным, а его сроки определит правительство.

Бизнес, в общем‑то, совсем не против: IT-компании в нынешнем году отмечают многократный рост спроса на свои продукты и услуги, однако, как подчеркивают эксперты, просто перенести функционал и наработки недостаточно. В правительстве это тоже прекрасно понимают, и потому ключевой задачей видят выпуск конкурентных программных продуктов, с прицелом на экспорт, способных не просто здесь и сейчас заменить западные аналоги, но минимум следующие пять-семь лет оставаться эффективными, сохранять возможность для развития и модернизации. Поэтому и переход на российское ПО – это не только обеспечение технологической независимости страны, но и уникальная возможность для диалога власти, бизнеса и разработчиков. Созданные сегодня 33 индустриальных центра компетенций как раз и призваны стать площадкой для такого диалога, помочь скоординировать совместные усилия в решении поставленных задач.

Специалисты неоднократно отмечали, что переход на отечественные технологии на уровне регионов может стать мощным импульсом для российской ИТ-отрасли, не говоря уже о здоровой конкуренции, которую появление новых продуктов создаст на рынке программного обеспечения. Более того, некоторые эксперты уверены в необходимости поддержки IT-компаний и специалистов не только на федеральном, но и на региональном уровне. Подготовка собственных высококвалифицированных профессионалов в субъектах РФ, разработка региональных продуктов и решений – все это в комплексе должно способствовать развитию цифровой отрасли в России, повышению ее стабильности и независимости от политической конъюнктуры Запада.

Вместе с тем регионы обеспокоены финансовой стороной вопроса. Если с замещением программного обеспечения проблем нет (по разным оценкам, до 80% иностранного софта уже сейчас можно заменить российским, причем примерно в 30% случаев речь идет о наличии даже не одного, а двух-трех, и более, вариантов), то с финансированием такого быстрого перехода возникают сложности. Например, переоборудование информационных систем в Амурской области потребует около 500 млн. рублей, для областного бюджета сумма совсем немаленькая. Оптимальным решением здесь могло бы стать введение федеральных субсидий для перехода регионов на российское ПО.