Блоги сенаторов

Все записи блога Васильев Валерий Николаевич Васильев
Валерий Николаевич
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике

Дорожное строительство — драйвер Российской экономики

Уходящий 2022 год оказался одним из самых не простых для российской экономики, однако несмотря на беспрецедентное санкционное давление на Россию, мы можем в конце года констатировать достижения по ряду показателей. С марта по декабрь западные страны приняли против нас 9 санкционных пакетов. Это и персональные санкции, и коллективные, и против банковской системы, и целых отраслей и направлений. Расчёт был на то, что российская экономика не выдержит давления, начнётся паника и разбалансировка в банковской системе приведёт к коллапсу. Однако российская экономика вопреки таким прогнозам, а можно и даже сказать сценариям, устояла. Диверсификация экономики уже не на словах, а на деле начала приносить свои результаты.

России удалось по целому ряду отраслей добиться в уходящем году весьма существенных результатов. И самый яркий пример – это прорыв в сфере строительства автомобильных дорог.

Усилия коллективного запада, стремящегося развалить экономику России, оказались тщетны, дорожное строительство шло опережающими темпами. На это направление в 2022 году было выделено беспрецедентное финансирование, превысившее цифры предшествующего года на 30%. Сегодня можно сказать, что ушло в прошлое «залатывание дыр» в дорожном строительстве, четко и последовательно улучшается связанность регионов, строятся опорные магистрали, необходимые для экономического роста и улучшения качества жизни граждан.

Что очень важно, уже разработаны и планы на 2023‒2027 годы, общее финансирование программы дорожной деятельности на этот период составит 13,2 трлн рублей — 5,4 трлн – средства Федерального дорожного фонда, 7,2 трлн – региональные, которые будут направлены на создание удобной логистики, приведение к нормативному состоянию 85% трасс, входящих в опорную сеть.

Разработанный план на ближайшие 5 лет включает строительство и реконструкцию более 4 тыс. км автомобильного полотна, ремонт 110 тыс. км дорог и 650 мостов и все это по новым нормативам, отвечающим передовым требованиям. Будут реализованы стратегические транспортные проекты «Запад – Восток», который объединит Санкт-Петербург, Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Челябинск и Тюмень. Это позволит почти в два раза с 30 часов до 17,5 часов сократить время движения из Санкт-Петербурга до Екатеринбурга. Активная работа также идет на транспортном коридоре «Север – Юг» и на направлении Новороссийск – Крым. Особое внимание уделено транспортной модернизации Дальнего Востока — то есть, строительство и ремонт дорог идет практически во всех регионах.

Мы долго говорили о необходимости комплексного подхода к строительству дорог и сегодня уже видим достойные результаты. Можно с уверенностью констатировать, разработанный пятилетний план дорожного строительства, как сказал вице-премьер Марат Хуснуллин, уникален, в том числе благодаря четкому нормативному регулированию.

Действительно за последнее время было принято больше 50 законов и множество поправок для отрасли с учётом антикризисных мер. И эта работа ещё не закончена. В следующем году мы — парламентарии обеих палат — продолжим этим заниматься.

В новом году, я уверен, нас ждёт дорожный бум. В январе 2023 года начнётся строительство новой современной четырёхполосной трассы Симферополь – Ростов-на-Дону, которая пройдёт и по территории нового российского региона — Запорожской области. Это будет самая быстрая трасса в Крым. Сейчас дорога до полуострова на 500 километров длиннее.

Совет Федерации внимательно следит за вопросами дорожного строительства. Так, в 2022 году в верхней палате был создан Совет по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации. Его возглавил глава нашего комитета по экономической политике Андрей Кутепов. Главная задача и цель Совета — защита интересов регионов на федеральном уровне.

Значительным успехом 2022 года стал разворот в дорожном строительстве в сторону регионов и увеличение инвестирования в региональную транспортную отрасль.

Конечно, всё это потребовало своевременного решения вопросов по реструктуризации бюджетных кредитов, ранее переданных субъектам Федерации, и возможности перенаправлять высвобождаемые средства на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги», в том числе на развитие федеральной магистральной сети, развитие дорожного хозяйства, модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях.

 

Также неоднократно в Совете Федерации поднималась тема необходимости субсидирования процентных ставок для привлечения частных инвестиций в проекты в сфере транспорта.

Как сказала спикер СФ Валентина Матвиенко, нужно активней использовать новые инструменты — государственно-частное партнерство, создавать условия для привлечения частных инвестиций.

Кроме дорожного строительства в 2022 году мы подняли ряд важнейших вопросов, таких как введение льгот для официальных автобусных перевозчиков, уголовной ответственности за подделку путевых листов, возможности конфискации машин нелегальных перевозчиков, разрешения перевозчикам высаживать пассажиров на остановках по требованию в населенных пунктах на маршрутах, где нет зарегистрированных в специальном реестре остановочных пунктов. Впереди работа с этими инициативами, чтобы они перешли из разряда обсуждаемых в реализуемые.

Совет Федерации в 2022 году поддержал закон, комплексно регулирующий работу такси, в том числе появился запрет лицам с непогашенной судимостью работать таксистами, введены дополнительные требования к специалистам авиационного персонала. Также достаточно серьезно сенаторы занимались законодательной базой для цифровизации грузовых перевозок, в частности, создания и функционирования цифровой платформы для грузовых перевозок и ответственности за нарушение порядка предоставления информации в систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. Не остались без нашего внимания проблемы внеуличного транспорта (это метро, монорельс, канатные дороги, фуникулёры), а также вопросы совершенствования региональных стандартов и комплексных планов транспортного обслуживания населения.

В уходящем году была насыщенная повестка: много поездок по регионам, работа в субъекте — Ивановской области, проведение и участие в целом ряде круглых столов, конференций, форумов, посвященных в том числе вопросам дорожного строительства, развития автомобильного, железнодорожного, морского транспорта, авиаперевозок. В рамках «Транспортной недели» было проведено совместное заседание Комитета СФ по экономической политике и Комитета ГД по транспорту на тему «Инвестиции в транспорт: баланс перспективного развития и нормативного регулирования». Также принял участие в выездном заседании комитета СФ по экономической политике в Набережных Челнах по развитию российского автомобилестроения, в международной выставке «Дорога – 2022» в Казани, провел круглые столы в СФ по крайне чувствительной и важной теме — о мерах по пресечению деятельности нелегальных перевозчиков и проблеме бесшовной логистики и мультимодальным, то есть смешанным или комбинированным грузовым перевозкам.

Серьезное внимание сенаторов, как и в прошлом году, было обращено на социальную проблематику. В частности, как отметила председатель СФ Валентина Матвиенко, в 2022 году было принято рекордное (более 170) количество федеральных законов социальной направленности и ближайшей задачей теперь является их четкое выполнение, поскольку многие из них касаются вопросов поддержки участников СВО.

Наконец, также 2022 год стал рекордным годом по количеству законопроектов, предложенных и принятых по инициативе сенаторов.

Уходящий год стал годом экономического развития регионов. Значительные усилия команды губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского были направлены на решение экономических вопросов, в том числе на совершенствование инвестиционного климата. В результате наш субъект Федерации вошел в десятку в рейтинге инвестиционного климата по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ).

2023 год не будет легким или простым, понимая все сложности и вызовы нового времени — наша задача и законодателей, и исполнительной власти, работать на результат и качественно, быстро, эффективно принимать решения для развития экономики. Необходимо создать все условия для комплексного развития городов и посёлков, синхронизировать работу всех служб, ведомств и направлений. И как показал успешный опыт дорожного строительства, именно комплексный подход приносит максимально эффективный результат.

В следующем году предстоит законодательно решать множество вопросов, связанных с вхождением новых регионов в состав Российской Федерации, продолжится работа над законами социальной направленности и, конечно же, законами, направленными на развитие экономики страны, малого и среднего бизнеса, что является основой нашего продвижения вперед и динамичного развития.