Блоги сенаторов

Все записи блога Шейкин Артем Геннадьевич Шейкин
Артем Геннадьевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Жилищные проблемы строителей БАМа необходимо решить как можно скорее

Байкало-Амурскую магистраль можно без сомнения назвать российской стройкой века – разведка трассы для будущей железной дороги началась еще в 1926 году, а, к примеру, самый длинный на территории нашей страны Северомуйский тоннель был сдан в эксплуатацию в 2003 году. БАМ навсегда изменил жизнь регионов, по которым прошел, способствовал развитию Дальнего Востока. Сегодня обсуждаются перспективы развития и расширения магистрали, и можно с уверенностью сказать, что она принесет еще немало пользы.

В то же время любая масштабная стройка – это в первую очередь люди. На пути БАМа выросли города и поселки, жилье в которых, в том числе, получали сами строители. Часть таких объектов возводились как временные, но, к сожалению, превратились в постоянные, и сегодня в них живут не только те, кто прокладывал магистраль, но и их дети, внуки. Амурская область – один из четырех регионов, где с 2011 года реализуется программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ, за десять лет новые квартиры получили 983 семьи, затраты составили 1,6 млрд. руб., в том числе 1,16 млрд. руб. поступили из федерального бюджета. Для нашего региона это крупные суммы, однако вместе с тем недостаточные: ведь за те же десять лет в негодность пришли тысячи квадратных метров жилой недвижимости, и одновременно значительно выросла рыночная стоимость квадратного метра.

К 2023 году в списке ожидающих переселение в Амурской области будет уже 2359 семей, проживающих на 118,7 тыс. кв. м ветхого и аварийного жилья. При этом темпы реализации проекта снижаются: если в 2019 году удалось переселить 101 семью, то за прошлый год новое жилье должны были получить только 43 семьи, и эта тенденция продолжится, если не увеличить объемы финансирования программы. Выступая на совещании Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам в ноябре прошлого года, я озвучил два ключевых предложения.

Во‑первых, увеличение объемов субсидий из федерального бюджета, с расчетом заявленных потребностей Амурской области и с учетом текущего состояния рынка недвижимости в регионе. Данная проблема сегодня стоит особенно остро, поскольку при текущем уровне ассигнований наш регион в принципе не сможет решить вопрос с ветхим и аварийным жильем в зоне БАМа, не говоря уже о том, чтобы выполнить программу в опережающем темпе. Время же работает против нас, дома будут продолжать изнашиваться, а значит, число очередников на переселение будет расти.

Во‑вторых, считаю необходимым провести инвентаризацию списка семей, подлежащих переселению. Требуется определить очередность переселения, исходя из принадлежности очередника к строителям БАМа, а также исходя из даты предоставления временного жилья. Ведь справедливо будет, если первыми новые квартиры получат те, кто строил магистраль, и кто десятилетиями ждал новый дом во «временном» жилом фонде. В то же время инвентаризация позволит упростить процедуру регистрации для будущих очередников – а они, как было сказано, непременно появятся – и одновременно защитить граждан от любых злоупотреблений их законными правами. Кроме того, мною было предложено предоставлять социальные выплаты, осуществляемые ОМСУ, в первую очередь тем жителям региона, кто получал временное жилье в связи со строительством Байкало-Амурской магистрали.

Мне радостно сообщить, что коллеги из Совета Федерации не только услышали, но и поддержали высказанные предложения. Согласно итоговому протоколу круглого стола, Правительству Российской Федерации рекомендовано рассмотреть возможность дополнительных ассигнований из федерального бюджета для Амурской области, Иркутской области, Забайкальского края и Республики Бурятия – для софинансирования мероприятий по переселению из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМ, и скорейшей реализации данной программы. В свою очередь Министерству строительства и ЖКХ рекомендовано оперативно завершить инвентаризацию самого жилищного фонда и провести уточнение списков очередников, а также проработать возможность использования дополнительных механизмов по решению задачи с переселением.

Вместе с коллегами по Совету Федерации и представителями органов власти «бамовских» регионов будем отслеживать реакцию ведомств на наши рекомендации.