«Это просто подонки», – так два года назад во время «Прямой линии» Президент России Владимир Путин охарактеризовал телефонных мошенников, которые пользуясь своей безнаказанностью и доверчивостью граждан, отнимают у них деньги. Президент говорил о том, что зачастую жертвами преступников становились пенсионеры и ветераны Великой Отечественной войны, которые переводили аферистам последние сбережения. Во время того прямого эфира глава государства призвал усилить борьбу с телефонными мошенниками.
Сейчас, спустя два года, можно с уверенностью сказать, что правоохранительные органы, банки и сотовые операторы теперь действуют сообща против телефонных аферистов, вырабатывают действенные методы борьбы с этим видом преступности.
Со своей стороны, мы, законодатели, реализуем через законы новые способы защиты граждан от телефонных мошенников. Идет борьба с дропперами (лицами, которых мошенники используют для обналичивания украденных денег), подменой телефонных номеров, недобросовестными операторами связи. Сейчас, на фоне специальной военной операции, мы противодействуем не только рядовым телефонным мошенникам, а целой системе украинских «колл-центров», которые атакуют своими звонками наших граждан. Украденные у россиян деньги через сложную систему переводов и обналичивания идут на нужды ВСУ.
Специалисты по информационной безопасности говорят о том, что украинские «колл-центры» созданы по примеру группировок мошеннического бизнеса, которые возникли в США в 1980—1990-е годы. Эта криминальная сфера развивалась в Америке параллельно с формированием электронных баз персональных данных в банках и других организациях. Именно тогда начались первые обзвоны американцев с навязыванием им банковских и рекламных услуг.
В общем, украинские аферисты никакой Америки не открыли: в США мошенники звонят жертвам под видом специалистов иммиграционной и таможенной службы, ФБР, министерства финансов или какого‑либо другого федерального органа, а россиянам телефонные мошенники из Украины звонят, представляясь сотрудниками «службы безопасности банка» или правоохранительных органов.
По оценке Сбербанка, общее количество мошеннических «колл-центров» по всей Украине превышает 3000 штук. Один из таких центров обнаружили российские военнослужащие во время специальной военной операции на Донбассе в апреле 2022 года. В опустевшем офисе в Бердянске оперативники Росгвардии нашли компьютерную технику, а также шпаргалки и инструкции с алгоритмами убеждения, что и как говорить людям по телефону. Злоумышленники используют многоэтапные схемы социальной инженерии, обрабатывая жертв в течение нескольких дней. Зачастую мошенники возвращаются к обманутым гражданам, чтобы обмануть их повторно.
После того, как специалисты Сбера помогли восстановить данные, которые были на поврежденных серверах «колл-центра» в Бердянске, стало известно, что мошенники располагали данными не менее 20 миллионов россиян. Эти персональные данные попадали к злоумышленникам в результате взломов информационных баз российских компаний. Судя по всему, бердянский «колл-центр» действовал по согласованию с властями Украины, при этом его деятельность поддерживалась из Нидерландов, Германии, США и Эстонии.
Еще раз подчеркну, что деятельность телефонных «колл-центров» на Украине фактически приравнивалась и приравнивается к государственной политике.
Уверен, Россия способна создать свою уникальную систему противодействия этому виду интернациональной преступности. В решении этой задачи заинтересованы все — власти, правоохранительные органы, финансовый сектор, участники телекоммуникационного рынка. На мой взгляд, эффективную борьбу с телефонным мошенничеством можно вести только посредством профилактики, т. е. наши технические возможности должны быть устроены таким образом, чтобы в принципе не пропускать опасные звонки, блокируя их еще до того, как мошенники смогут приступить к «обработке» потенциальной жертвы.
Кроме того, я считаю, что закон должен защищать клиентов банков, у которых телефонные мошенники списываю деньги или обманом оформляют кредиты на их имя. Заключенные под диктовку мошенников кредитные договоры должны признаваться недействительными, а украденные с помощью социальной инженерии у граждан суммы – возвращаться или компенсироваться.
Самые решительные меры борьбы с киберпреступностью способны в разы сократить количество мошеннических звонков. Это важная цель, поскольку речь идет о национальной безопасности страны и социальном благе наших граждан.