Слова, вынесенные в заголовок, кратко, точно и вместе с тем выразительно раскрывают ключевую роль воспитания, воспитателя в определении будущего страны. Они принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому – выдающемуся отечественному педагогу, просветителю, публицисту, общественному деятелю.
Сегодня – 200 лет со дня его рождения. Именно Ушинский заложил теоретические основы отечественной педагогики, сформулировал принципы национальной системы образования – демократизм, народность, трактуемая как неразрывная связь с историей и традициями страны, единство образования и воспитания, подчинённость воспитания потребностям и задачам развития общества. Подчёркиваю, системы национальной, уходящей своими корнями в язык, культуру, историю нашей страны. И я вижу актуальную необходимость вновь обратить внимание на этот подход Ушинского.
По моему мнению, один из наиболее важных принципов его педагогики – уважение к личности ребёнка, подростка, молодого человека, недопустимость насилия, принуждения в воспитании. Только убеждение, подчеркивал Ушинский, только умная и умелая помощь ребёнку в раскрытии своего призвания, своих способностей. И, конечно, привитие детям любви к труду. Воспитание, считал великий русский педагог, должно не только развивать разум человека, давать ему известный объем сведений, но и призвано зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.
Было бы неверно видеть в Ушинском какого‑то «доморощенного гения». Он несколько лет провёл за границей, хорошо знал французский, английский, немецкий, американский опыт воспитания. И пришёл к однозначному выводу о нецелесообразности механического перенесения зарубежной теории и практики педагогики на российскую почву. Напротив, одной из ключевых черт народа он считал патриотизм, а потому развитие у детей любви к Родине видел в числе главных задач воспитания.
Основополагающие идеи, рекомендации великого педагога проверены временем. Они лежат в основе отечественной системы образования и воспитания. И потому у нас есть право обращаться к ним постоянно. Тем более в год, объявленный Президентом России Годом педагога и наставника.
Главное предназначение школы, согласно Ушинскому, – формирование личности в единстве образования и воспитания. Это и сегодня главная цель отечественной образовательной системы. В Послании Федеральному Собранию глава Российского государства Владимир Владимирович Путин особо подчеркнул необходимость синтеза «всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий».
Слова Президента в полной мере относятся и к общеобразовательной школе. Несомненное достоинство советской школы, её признанное в мире преимущество – широта и фундаментальность знаний, которые она давала. В определённый период мы это преимущество в какой‑то мере утратили, но не потеряли совсем, как это иной раз можно услышать или прочитать. Ориентация на фундаментальность присутствовала в нашем образовании всегда. И в том, убеждена, огромная заслуга учителей, которые хорошо понимали значение этой составляющей отечественного образования, сохраняли ее. Огромное спасибо им за это.
Считаю ключевой задачей сейчас – как можно скорее восстановить, вернуть наше былое преимущество. Мы уже работаем в этом направлении. Речь, прежде всего, о новых федеральных государственных образовательных стандартах, которые вступили в силу с осени 2022 года. Они, что называется, «заточены» на то, чтобы дать школьникам широкие и прочные знания по всем предметам.
Вместе с тем у учителей возникает необходимость «втискивать» всё более обширный объём знаний в прежнее количество учебных часов. Что нередко ведёт к «спрямлению» пути обучаемого к определённым знаниям, к их применению на практике. Сам путь постижения истины, движения мысли к ней остаётся здесь за рамками обучения. А когда школьник получает знание в готовом виде, он не овладевает искусством самостоятельно искать новое, выдвигать гипотезы, проверять их, делать выводы. Словом, не учится мыслить, познавать. Эту опасность хорошо видел Ушинский. Он выступал за включение в школьный курс предмета «Логика». И тогда это было реализовано. В наше время тоже нужно обратить внимание на то, чтобы прививать подрастающему поколению культуру, дисциплину мышления. Способность мыслить самостоятельно. Каким образом это должно делаться, нужен ли для этого отдельный предмет или специальные методики – вопрос для обсуждения. Но необходимость, на мой взгляд, очевидна. Особенно в условиях компьютеризации, повсеместного пользования гаджетами.
Обновление программ, методов обучения – большая, очень непростая работа. Но она должна быть выполнена, чтобы объем и качество знаний, которые современная российская школа дает своим ученикам, ни в чем не уступали тем, что получают их сверстники в других государствах. Это – одно из важнейших условий ускорения нашего экономического и социального развития на основе передовых научно-технических достижений.
Как постоянно подчеркивает Президент России, осуществление такого прорыва – судьбоносная для страны задача. Её успешное решение невозможно без современных кадров – научных, инженерных, рабочих. А их формирование начинается в школе. Мы, парламентарии, Совет Федерации будем постоянно держать в поле зрения ход практической реализации всего намеченного в совершенствовании школьного образования. Опираясь в этом, прежде всего, на учительский корпус, на педагогов. Прислушиваясь к мнению родительской общественности.
Особенно важной в нынешней ситуации мне представляется воспитательная миссия школы. Если мы обратимся к наследию Ушинского, то увидим, насколько большое внимание он уделял патриотическому воспитанию. И высказывал, на мой взгляд, очень интересные, нестандартные мысли. По его мнению, один из важнейших инструментов патриотического воспитания – погружение школьников в родной язык. Не просто изучение орфографии, синтаксиса, пунктуации, а постижение родного языка во всём его богатстве, освоение самого его духа.
И в начальной школе, с ранних лет, также полагал великий педагог, надо основательно знакомить детей с географией России, с ее природой. И, конечно же, – с историей Родины, подвигами предков в борьбе за свою свободу и независимость. Хочу подчеркнуть, что нужно вспоминать о патриотизме не только в ситуациях, когда на кону судьба страны. Он должен стать неотъемлемой частью характера человека. Но при этом не перерастать в шовинизм. Подлинный патриот – тот, кто любит свою Родину и в то же время с уважением относится к другим народам.
По сути, Ушинский формулирует программу патриотического воспитания школьников, и программа эта вполне современна. Можно сказать, что мы сейчас во многом следуем ей. Я имею в виду недавние нововведения в преподавании истории, русского языка и литературы.
Убеждена, что в этой связи очень важен и недавно принятый закон, регулирующий употребление иностранных слов в русском языке, который, напомню, является в нашей стране государственным, сплачивающим многонациональный российский народ. Закон, считаю, сбалансированный. Он не ставит преград на пути развития, обогащения русского языка, а, следовательно, и русской культуры, не ведёт к изоляции от остального мира. Все эти «страшилки» безосновательны. Вместе с тем закон вводит ограничения, устраняющие угрозу деградации языка как носителя и хранителя нашего менталитета, ценностей и традиций. Предотвращает тем самым превращение великого народа в сообщество людей, забывших о своих корнях, национальной гордости и национальном достоинстве.
По большому счету, провалов в патриотическом воспитании у нас нет. Могу сказать, что на данный момент нам здесь удалось выстроить во многом эффективную систему. Об этом свидетельствует и ход специальной военной операции, в которой российские воины проявляют стойкость, мужество, героизм, как и их деды, прадеды в сражениях с германским нацизмом, гитлеровской армией. И в том, что эта великая традиция не прервалась, что для вступающих в жизнь новых поколений патриотизм, преданность Отечеству – не просто слова, а веление души и сердца, – заслуга учителей, педагогов, наставников не просто большая, она огромная.
При этом нельзя упускать из вида, что информационная, пропагандистская, психологическая война против нашей страны, развязанная Западом, становится всё более изощрённой и ожесточённой. Противник не считается с правовыми нормами, не знает, что такое моральные запреты. Не останавливается ни перед чем, включая манипулирование детьми, подростками. Это путь разрушения личности, зомбирования человека.
Игнорировать это недопустимо. Уверена, мы не должны отвечать тем же, вставать на их путь. Он бесчеловечен. Однако, считаю, давно назрела и ощущается всё более остро потребность создания в нашей стране мощной, эффективной системы продвижения, донесения до юного поколения наших ценностей, наших смыслов современным языком, в востребованных форматах. Нам есть что сказать. Но работать необходимо ярко, интересно, оперативно, а главное – на упреждение. Нужно использовать самые новейшие технологии, актуальные и конкурентные способы подачи контента – близкие и понятные молодежи.
Но воспитательная роль всех этих инструментов окажется нулевой, если она не будет очеловечена. Если за ней нет реального педагога. И это, на мой взгляд, еще раз подчеркивает актуальность одной из основных тем не только нынешнего Года педагога и наставника, но и всей нашей текущей и будущей жизни. Это – повышение социального статуса и общественного авторитета учителя. Человека, посвятившего свою жизнь служению, говоря словами Константина Дмитриевича Ушинского, высшему из искусств – педагогике, поскольку она стремится к удовлетворению величайшей потребности человека – усовершенствованию его природы.