Блоги сенаторов

Все записи блога Шейкин Артем Геннадьевич Шейкин
Артем Геннадьевич
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству

Беспилотники: лететь нельзя остаться

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) – это армия и экология, строительство и логистика, сельское хозяйство и еще ряд других отраслей, и широта их применения только растет. В то же время сейчас остро встает вопрос о регулировании эксплуатации таких аппаратов. С одной стороны, БПЛА становится все больше, но при этом согласование разрешения на полет требует немало времени. С другой стороны, из‑за геополитической обстановки и санкций многие регионы ввели запрет на полеты беспилотников. В итоге пользователи нередко уходят в «серую зону», запуская дроны без разрешения – что приводит как к потере самих аппаратов, так и к угрозе безопасности для окружающих.

В Совете по развитию цифровой экономики при СФ РФ вопрос использования БПЛА прорабатывается наряду с другими актуальными проблемами, и я, как руководитель двух секций, непосредственно связанных с темой беспилотников, выдвинул ряд инициатив, направленных на комплексное решение наиболее острых вопросов. В первую очередь, разумеется, необходимо вывести дроны из «серой зоны»: полеты могут быть безопасными только тогда, когда они официально согласованы, но и пользователи не могут ждать неделями – нередко вылет необходим в течение ближайших дней. Мною было предложено создать Национальный центр управления беспилотными системами под эгидой Минтранспорта, который обеспечивал бы как межведомственное взаимодействие, так и работу с гражданами и представителями бизнеса. Одним из ключевых инструментов центра должна стать актуальная карта каждого региона, с отображением зон полетов, разрешенной высотности и времени на получение согласования для запуска БПЛА в той или иной зоне. В качестве еще одной важной инициативы считаю необходимым открыть прием документов от пользователей по принципу «одного окна»: ориентируясь на карту и подавая план и характеристики полета, пользователь оперативно получал бы разрешение на запуск дрона (в общих случаях разумным представляет срок до двух рабочих дней).

Две другие мои инициативы призваны обеспечить максимальную безопасность эксплуатации БПЛА. Во‑первых, это предложение внедрить систему ГЛОНАСС в используемые на территории РФ дроны: распознавание «свой-чужой» позволит эффективно выявлять нелегальные беспилотники, проникающие на территорию нашей страны из‑за рубежа. Во‑вторых, это наделение негосударственных охранных структур правом сбивать БПЛА, угрожающие безопасности важных объектов, находящихся под охраной таких частных компаний. Этот вопрос, в частности, обсуждался на заседании секции «Цифровая трансформация транспорта» в конце апреля, по результатам мы направили федеральным органам исполнительной власти рекомендации дополнить паспорт антитеррористической защищенности объекта требованиями по техническому оснащению средствами защиты от противоправного применения дронов.

В заключение отмечу, что прозрачные и открытые взаимоотношения между всеми заинтересованными сторонами невозможны без ключевого фактора: самих БПЛА. Только их выпуск в необходимом количестве может удовлетворить потребности растущего рынка, а также стимулировать технологическое развитие России. Поэтому в Минпромторг мною было направлено предложение уточнить критерии включения беспилотников в реестр промышленной продукции и исключения из него. Четкие и понятные критерии напрямую влияют на инвестиционную привлекательность любой отрасли, и в данном случае дают понять отечественным производителям БПЛА, что их продукция будет востребована не только сегодня, но и в длительной перспективе.