250 лет назад Священный Синод выпустил указ, который хорошо знаком, пожалуй, только историкам. Между тем именно он сыграл важнейшую роль в становлении России как самобытной многонациональной, многоконфессиональной цивилизации. Каковой мы, безусловно, и являемся по сей день.
Речь о документе с витиеватым названием «О терпимости всех вероисповеданий и о запрещении архиереям вступать в дела, касающиеся до иноверных исповеданий и до построения по их закону молитвенных домов, предоставляя все сие светским начальствам». Несмотря на сложный стиль формулировки, содержание, суть указа предельно просты и понятны: провозглашается толерантное отношение российского государства ко всем основным религиям.
Указ, по сути, закрепляет в Российской империи традиции терпимости, основанное на них взаимодействие государства и конфессий, межрелигиозные отношения.
Пока Европу несколько веков сотрясали религиозные войны, Россия оставалась пространством веротерпимости для всех живущих в ней народов. Кроме того, в нашей стране находили приют и тысячи иностранцев, людей самых разных религий. Общины лютеран, кальвинистов из Германии, Франции, Голландии, Шотландии, других государств тогда существовали почти во всех наших крупных городах. Они воздвигали молельные дома, открывали школы, вели дела, состояли на государственной службе.
Это была продуманная политика Российского государства. В развёрнутом виде её обоснование дала Екатерина II. В своём труде «Наказ Комиссии по составлению проекта нового Уложения» она писала: в стране, где проживают многие разные народы, «весьма бы вредный для спокойствия и безопасности своих граждан был порок – запрещение или недозволение их различных вер… Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестоковыйные сердца, и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине Государства и соединению граждан».
В этой цитате фактически сформулирована концепция, которую столетия спустя назовут идеологией и политикой межрелигиозной толерантности.
Как видим, Россия – первопроходец на этом пути. И с этого пути ни на одном историческом этапе своего развития она не сходила. В этом уникальность нашей цивилизации, ставящей во главу утверждение принципов справедливости, правды, добра, милосердия. Словом, нравственное и духовное благополучие личности. И от религии, религиозных конфессий здесь зависит очень много.
Весь ход развития человечества показывает, что попытки обойтись без религии, церкви, других духовных институтов – а они предпринимались в определённый период в ряде стран, в том числе, и в Советском Союзе, – оказались неудачными. Возникали лишь серьёзные проблемы в сфере культуры, воспитания, общественной морали.
Сегодня есть все основания заявить, что в Российской Федерации взаимоотношения государства с традиционными конфессиями выстроены гармонично, в полном соответствии с национальными и историческими особенностями, современными реалиями. Православные, мусульманские, иудейские, буддистские организации нашей страны достойно несут высокую миссию, год от года расширяют своё общественное, социальное служение, заботятся о поддержании и укреплении межнационального и межрелигиозного согласия. По этому вопросу есть полное согласие. Иных подходов наше общество даже не мыслит.
Если в Швеции, например, такой акт вандализма, как публичное сжигание Корана, считается допустимым, не вызывает возмущения и общественного осуждения, совершается фактически при согласии властей, то у нас неуважение к священным книгам, любые другие акции, порождающие межрелигиозную рознь, — уголовно наказуемое преступление. Такая твёрдая позиция надёжно обеспечивает стабильность, безопасность, устойчивость нашего Отечества.
Современный Запад выбрал иной путь – путь отказа от традиционных, освящённых мировыми религиями ценностей: семейных, социальных, политических, моральных. Тех, на которых стоит современная цивилизация. Вернее, пока ещё стоит.
Либеральные игры с толерантностью, устранение, а порой и самоустранение традиционных религий, их организаций от роли регулятора общественных отношений и нравственных норм объективно вызывают лишь нарастание агрессивности разного рода меньшинств и радикалов. И государство, общество Запада идут у них на поводу. Объявляют новой нормой то, что ещё недавно совершенно справедливо считалось патологией.
Чтобы успешно этому противостоять, все мировые религии, считаю, должны объединить усилия. В нашей стране, повторю, это единение достигнуто. И основано оно, как правильно отметил Президент Владимир Путин, на традициях доброго, уважительного отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, завещанных нам предками. Вместе с тем, подчеркнул глава государства, этим живым духовным наследием мало просто гордиться, его надо беречь, укреплять и развивать.
Мы, парламентарии, активно ведём эту работу как внутри страны, так и на международной арене. Придаём ей огромное значение, ведь вновь будущее человечества зависит не только и не столько от уровня развития технологий, экономики, социальной сферы, но прежде всего от духовно-нравственных ценностей, определяющих смысл бытия. Правильный их выбор – это сегодня, считаю, задача дня, и её решение может дать лишь диалог, а не соперничество.