Сегодня День учителя. Праздник по официальному статусу профессиональный, но при этом поистине всенародный, праздник каждой семьи. Думаю, в нашей стране вряд ли найдётся человек, в жизни которого не было бы педагога, ставшего для него не просто преподавателем той или иной дисциплины, а мудрым наставником, Учителем с большой буквы. Я до сих пор благодарна своим наставникам за бесценные жизненные уроки.
Хочу поздравить всех учителей, преподавателей начальной, средней и высшей школы. От вас, без преувеличения, зависит будущее нашей страны. 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника, потому что государство прекрасно осознаёт непреходящую ценность вашей поистине родительской заботы о новых поколениях наших граждан.
Школа – единственный институт, который в состоянии обеспечить полноценную подготовку человека к жизни в непрестанно меняющемся и усложняющемся мире. Жизнеспособность государства, его место на международной арене, безопасность, долгосрочные перспективы – всё это в огромной степени определяется качеством образования, уровнем подготовки к взрослой жизни. Говорят, что лучшее будущее у той страны, у которой лучшая школа. Я бы добавила: если эта школа обладает отчетливыми признаками отечественной, суверенной, то это ещё и гарантия сохранения идентичности на века вперед.
В основе школы – Учитель. Так было всегда. Так обстоит дело и сейчас. Для меня очевидно, что в сложные, переломные исторические моменты именно российский Учитель, Педагог, Наставник был для нашего общества той неизменной величиной, той константой, которая обеспечивала преемственность поколений, связывала эпохи, когда, казалось, сделать это уже невозможно. Эту истину мы проверяли не раз.
И в революционные годы начала двадцатого века, когда лучшие педагоги, ученые царской России, не покинувшие Родину, передавали в аудиториях и на кафедрах эстафету знаний абсолютно новым людям молодой республики.
И в 90-е, когда вновь менялся общественно-политический строй, экономика, социальная сфера, системе образования необходимо было попросту выжить. Она не только не развалилась, но в ситуации, когда нам во всем навязывалось механическое копирование западного опыта, сумела сохранить главные, краеугольные камни фундамента отечественного образования, в том числе, советского. Да, без проблем, просчетов не обошлось. Но критической деградации не произошло. В чём, на мой взгляд, немалая заслуга учительского корпуса страны. Искренняя признательность вам, уважаемые педагоги, за ваш профессионализм, неравнодушие, за ваше служение Родине.
В начале 2000-х, когда с приходом Президента Владимира Путина укреплялась, а где‑то и воссоздавалась российская государственность, фактически заново началось строительство и системы школьного и высшего образования. Тогда были сформулированы принципы реформирования и развития отечественной школы, представляющие собой чёткую, продуманную систему, которую я бы назвала школьной доктриной Путина. Считаю, что с этого момента, после «лихих 90-х», мы вновь получили право говорить о возрождении в России полноценной государственной образовательной политики. Она включила в себя все: обновление материальной базы, процесса обучения, обеспечение доступности качественного образования во всех регионах, повсеместное создание условий для раскрытия способностей и талантов ребят, укрепления их духовных и физических сил и многое другое.
Главный акцент национального проекта «Образование» – школа призвана обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и культурных традиций. В центр Президент поставил учителя, как ключевое звено всего процесса обучения и воспитания. И это во многом обеспечило успех дела. Именно благодаря педагогическому таланту, методическому мастерству, любви к детям и своему делу, патриотизму, гражданской активности учителей из школьных стен сегодня выходят молодые люди, любящие свою страну, гордящиеся ею, настроенные на то, чтобы жить и трудиться для её блага. Это, безусловно, наша большая победа. Сегодня именно такие люди обеспечивают суверенитет Российской Федерации в ходе специальной военной операции.
Кроме того, за эти годы с помощью настоящих фанатов своего дела, энтузиастов, экспериментаторов мы смогли усовершенствовать и принципы дополнительного образования, нацеленные на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов детей и молодёжи. Образовательный центр «Сириус», технопарки «Кванториум», «Точки роста», «IT-кубы», другие специализированные учебно-научные центры – проекты поистине мирового уровня. Надо не только сохранять, но и приумножать это наше преимущество.
Время постоянно ставит перед нами всё новые вызовы и задачи. Сегодня, когда идёт переход страны на рельсы экономики знаний, основанной на инновациях, когда акцент делается на выпуск конкурентоспособной наукоёмкой продукции, роль Учителя, считаю, возрастает многократно. Знаю, некоторые высказывают мнение, что грядущая «большая цифра» полностью «обнулит» во всем мире смысл учительской профессии. Не согласна в корне… Считаю, ровно наоборот. В эпоху всепроникающей цифровизации, развития искусственного интеллекта, когда скорости восприятия и обработки данных достигают сверхзвуковых, а источников информации – мириады, нашим детям как никогда нужен мудрый наставник, который задаст ориентиры в этом огромном информационном мире, «очеловечит» его.
Образ будущего России должен продолжать формировать человек, а не искусственный интеллект. В этом, кстати, вижу «красную линию» в грядущих сложных взаимоотношениях людей и сверхумных машин. Пока наши цели определяем мы сами, а не компьютер, мы останемся людьми, и человеческая история будет продолжаться. Если упустим этот момент… Как говорится, это будет уже совсем другая история.
Поэтому, на мой взгляд, сегодня главная задача учебных заведений России – готовить хорошо образованных, творчески мыслящих людей, созидателей, носителей высоких нравственных качеств, патриотов, сознающих свою ответственность за настоящее и будущее Родины. И в этом без учителя не обойтись.
Я полностью поддерживаю Президента, который недавно, выступая на Совете законодателей, напомнил о важности создания по‑настоящему суверенной системы образования всех уровней. В её основе должно лежать формирование российской идентичности. Суверенное образование – это то, без чего мы не сможем сохранить себя как государство-цивилизацию, тем более сегодня, в период глобальной турбулентности. Это стратегически важно. Без этого всегда будет существовать риск оказаться зависимым от других государств в самом главном – в воспитании молодых поколений, и тем самым фактически стать второстепенной державой. Мы не имеем права допустить этого.
Считаю, что главную часть работы по обеспечению суверенитета в области образования мы уже завершили. Я имею в виду восстановление единого образовательного пространства: единые государственные образовательные стандарты, единые общеобразовательные программы, восстановление контроля государства и общества над разработкой и выпуском учебников.
Только крепкая национальная система образования поможет нам сделать новый качественный скачок в развитии – научном, технологическом, экономическом. И успех здесь опять зависит от личности Учителя, от уровня его подготовки и вовлеченности в образовательный процесс. Ведь настоящий педагог должен ещё и быть нравственным, моральным ориентиром, примером стремления к знаниям, постоянного развития. Как говорил герой Вячеслава Тихонова в бессмертном фильме «Доживём до понедельника», школьному учителю нужно «каждый день, каждый урок доказывать им, что мы лучше, чем о нас думают. А если не можем, то давайте заниматься другим ремеслом, где брак дешевле обходится». Эта картина вышла на экраны в 1969 году, когда советские учёные покорили космос, сверхзвук и подчинили себе термоядерную реакцию.
Цена промедления, отсталости в научно-техническом развитии что тогда, что сейчас – действительно очень высока. Сегодня нас подгоняет стремительная эволюция искусственного интеллекта. И у нас нет права на ошибку, на производство «брака», если хотите. Обучая новые поколения, мы не можем позволить себе упускать драгоценное время, вязнуть, буксовать в старых регламентах, использовать устаревшие методики… Напротив, надо находиться в постоянном поиске, развитии, не бояться экспериментов, уметь предвидеть то, что готовит нам грядущий день. Без этого сейчас никуда. А ещё – как можно быстрее обеспечить доступность образования во всех наших субъектах, независимо от уровня их экономического развития. Возможности, в том числе и технологические, для этого есть.
Устремлённость в будущее с опорой на проверенные временем практики, нацеленность на результат, непрерывность процесса получения знаний – вот черты, которые характеризуют современную российскую школу. Считаю, основы суверенной образовательной системы заложены. И я хочу ещё раз выразить глубочайшую признательность российским педагогам за добросовестное служение, за готовность совершенствоваться в профессии и менять нашу страну к лучшему, воспитывая наших детей.
Отдельный низкий поклон преподавателям Донецкой, Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей – за верность профессии, за самоотверженность и жертвенность, с которой вы продолжали работать, несмотря на все трудности, тяготы, а иногда и прямые угрозы со стороны украинских националистов. Теперь важнейшая задача – как можно быстрее интегрировать вас в образовательное пространство Российской Федерации. Уверена, ваш опыт, профессионализм и стремление быть частью большой учительской семьи ускорят этот процесс.
С праздником, дорогие друзья! Желаю всем неиссякаемой энергии, благополучия, здоровья, мира и добра!