Вузы по праву считаются центрами научной мысли. Именно в вузах формируется «благоприятная среда» для реализации прорывных идей молодых ученых, силами педагогического коллектива создается многоуровневая система формирования научных школ – от студенческих научных кружков до диссертационных советов, уделяется серьезное внимание формированию прочных деловых контактов с госорганами и представителями реального сектора экономики – основными заказчиками и потребителями результатов научных исследований.
Управление научной и (или) научно-технической деятельностью должно осуществляться в пределах, не нарушающих свободу научного творчества[1]. Это означает, что государственная поддержка науки, главным образом, должна быть направлена на стимулирование интереса к активным исследованиям, в том числе с участием молодых ученых. В меньшей степени, как представляется, государство должно быть заинтересовано в формальном подходе, когда «занятие наукой» становится обязательным обременением, а оценка качества научных достижений основывается исключительно на выполнении искусственных показателей.
К сожалению, сегодня оценка научной деятельности вуза осуществляется исходя из обязательного ежегодного выполнения объема НИОКР на сумму не менее 100 т. р. в расчете на одного педагога и регистрации научных патентов[2]. При этом не учитывается специализация вузов – техническая, гуманитарная, экономическая, культуры и искусства и т. п. Выполнение этого «универсального» показателя влияет не только на оценку эффективности вуза и его руководителя, но и на решение вопроса о ежегодном выделении бюджетных мест для абитуриентов (контрольные цифры приема в вузы на бюджетные места).
Абсолютно очевидно, что формальные требования обязательного ежегодного выполнения НИОКР напрямую отражаются на качестве их результатов. Зачастую такие исследования не имеют ни научной, ни практической ценности. Особенно явно бесполезность таких «обязательных» НИОКР проявляется при анализе статистики внедрения их результатов. По информации самих разработчиков, большое количество полученных патентов не работают на практике, не используются в хозяйственном обороте, являются «пустыми», полученными исключительно для формального отчета о проделанной научно-исследовательской работе.
Для достижения «максимальных» значений в науке вузы стараются использовать все доступные средства. Чаще всего образовательные организации высшего образования собственными локальными актами вводят показатель НИОКР в денежном выражении в перечень критериев эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава и таким образом закрепляют его как неотъемлемое условие трудовых договоров с работниками. Фактически на каждого педагога возлагается финансовая нагрузка в размере 100 тыс. рублей в год, что является прямым нарушением трудовых прав. Включение в трудовые контракты педагогов обязанности «заработать» научной деятельностью требуемую сумму неприемлемо.
29 декабря 2022 года Министерством науки и высшего образования РФ в адрес вузов было направлено письмо о недопустимости практики возложения на педагогов задач по поиску и выполнению хоздоговорных научных работ на определенные суммы, а также включения этих показателей в эффективные контракты. Теперь важно, чтобы администрации вузов смогли оперативно перестроить творческое взаимодействие с учеными, перенеся центр тяжести научной работы с индивидуальной оценки каждого педагога на творческие коллективы и научные школы.
При формировании государственной политики оценки эффективности научной деятельности вузов целесообразно исключить стоимостные и количественные характеристики. Оценка эффективности результатов научных исследований может осуществляться исключительно с точки зрения их общественной пользы. При этом такая оценка должна отражать полный спектр возможного использования научного продукта – от приращения фундаментальных знаний до создания промышленных образцов и внедрения их в производство.
Существенную роль в этом процессе может сыграть сквозная система отслеживания результатов НИОКР: от стадии их создания до регистрации объекта интеллектуальной собственности, получения патента и внедрения его в практику. На сегодняшний день статистический учет осуществляется отдельно по количеству поданных на регистрацию в Роспатент заявок, количеству выданных патентов, числу внедренных патентов за календарный год. Отсутствие связанного учета перечисленных показателей не дает объективной картины жизненного цикла и полезности конкретного результата интеллектуальной деятельности.
Первостепенной задачей сегодня является формирование работающих механизмов оценки результатов НИОКР высших учебных заведений. Исключение ненужного формализма и активное использование системы стимулов и поощрений вузов повысит интерес к исследовательской деятельности со стороны молодых ученых, а также будет способствовать созданию действительно значимого и востребованного научного продукта.
[1] См.: ст.7 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
[2] См.: приказ Минобрнауки России от 01.02.2022 № 92.