По поручению председателя Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслава Тимченко провел круглый стол, посвященный совершенствованию правового регулирования отдельных форм парламентского контроля.
Последние конституционные изменения дали существенный импульс и, по сути, открыли двери для развития института парламентского контроля. В Конституцию России введена статья 103.1, которая закрепляет контрольные полномочия палат федерального парламента согласно которой к полномочиям в рамках парламентского контроля отнесено право направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления. В основном законе страны после внесения поправок в 2020 году также предусмотрено участие сенаторов в решении кадровых вопросов по ряду ключевых фигур власти страны.
Сегодня более детально контрольные полномочия палат федерального собрания раскрыты в законах «О парламентском расследовании Федерального Собрания» и «О парламентском контроле». Особую роль в реализации контрольных функций парламента сыграли и регламенты Совета Федерации и Государственной Думы.
До внесения изменений в Конституцию у парламента были определены только 2 функции –представительная и законодательная. Несмотря на это, институт парламентского контроля последовательно развивался, исходя из складывающейся практики. Как мы знаем, в 2004 году была создана комиссия по расследованию Бесланской трагедии, в 2009 году — по расследованию чрезвычайной ситуации на Саяно-Шушенской ГЭС, в 2022 году — по расследованию деятельности американских биолабораторий на Украине и совсем недавно — в 2023 году -было возбуждено парламентское расследование действий в отношении несовершеннолетних со стороны Киевского режима.
На взгляд ученых, прямое упоминание в Конституции только одной из форм парламентского контроля, а именно — парламентского запроса, является недостаточной, так как сложившаяся практика парламентского контроля уже ушла дальше.
Особого внимания заслуживает и вопрос унификации законодательства в части парламентского контроля на региональном уровне.
Как известно, закон «О парламентском контроле» не содержит норм, посвященных парламентскому контролю в регионах. Тем не менее, как констатируют эксперты, все субъекты, используя различные правовые модели, реализовали принцип единства системы публичной власти в части парламентского контроля на региональном уровне, предусмотрев у себя в уставах, конституциях или законах соответствующие разделы.
Участники совещания внесли предложение более четко определить на уровне федерального закона возможности законодательных органов государственной власти субъектов осуществлять полномочия по региональному парламентскому контролю.
Конкретные предложения прозвучали и по внесению изменений в закон о парламентском расследовании. Для достижения максимальной эффективности и объективности анализа рассматриваемых вопросов, при проведении парламентского расследования необходимо предусмотреть в законе возможность привлечения зарубежных экспертов.
Уточнения требуют и статьи, касающиеся сроков парламентских расследований. Как известно, срок парламентского расследования установлен законом в один год. При этом сложность и многогранность исследуемого вопроса, специфика парламентского следствия может вызвать необходимость продления срока работы комиссии. К сожалению, такой механизм в Законе о парламентском расследовании не предусмотрен. Понятно, что в законе необходимо предусмотреть обоснование для продления, чтобы такая возможность имела исключительный характер, порядок обоюдного согласия двух палат Федерального Собрания, а также максимально допустимый срок продления.
В работе круглого стола, который прошел очень конструктивно, приняли участие сенаторы, первый заместитель председателя Комитета ГД по контролю Михаил Романов, руководство и представители Заксобрания Санкт-Петербурга, Московской ТПП, российских регионов, научного сообщества. Рекомендации и предложения участников будут учтены в работе Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности.