Совещание «Профилактика и предупреждение коррупционных правонарушений в сфере государственных закупок» прошло в Совете Федерации.
Тема обсуждения вызвала огромный интерес, приняли участие 228 человек — Сенаторы, представители профильного Управления Президента России, Минфина, Счетной палаты, ФСБ, МВД, Прокуратуры, Финмониторинга, Следственного комитета, по видеосвязи приняли участие также региональные власти и структуры из более чем 50 субъектов страны.
Такой интерес руководителей всех уровней власти вполне обоснован. Объёмы закупок для государственных нужд ежегодно растут и в 2022 году составили 11,19 триллиона рублей. Растёт и количество нарушений в этой сфере. По сообщению Прокуратуры РФ, только в 2022 году было возбуждено 906 уголовных дел в связи с нарушениями в сфере госзакупок, в ФАС России поступило 23655 жалоб на нарушения. Общий объем взяток в сфере госзакупок, по оценкам НИУ «Высшая школа экономики», составляет почти пятую часть от общей суммы госконтрактов. Участники совещания в своих выступлениях отмечали, что, хотя федеральный 44 закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ежегодно изменяется — проблемы остаются те же.
Отмечали, что нужно кардинально менять сами подходы по проведению торгов, исключить из схемы все коррупциогенные риски и максимально упростить процедуру.
О перегруженности и нестабильности контрактного законодательства ещё в 2019 году говорила Председатель Совета Федерации В. И. Матвиенко.
В рамках заданной темы в своем выступлении я внёс предложение исключить из конкурсных условий цену товара или услуги.
На мой взгляд, цена контракта должна определяться экспертным путем и не зависеть от заказчика и торгов.
Выбор подрядчика, на мой взгляд, должен осуществляться автоматически, «компьютером», на основе анализа представленных претендентами заявок из конкретных, легко проверяемых параметров.
Так, например, в качестве конкурентных преимуществ можно рассмотреть:
— предлагаемые подрядчиком сроки поставки товара или реализации услуги.
— наличие собственной производственной базы:
—наличие собственного постоянного персонала для изготовления товара или предоставления услуги;
—срок работы на рынке услуг или товаров, которые запрашивает заказчик;
—наличие внедренной системы контроля качества;
—наличие обеспеченных гарантийный и их срок на товар или услугу.
Показатели должны демонстрировать конкурентные преимущества подрядчика, необходимые для качественного исполнения контракта. Конкурс не должен проводиться при единственном поставщике. Это условие заставит монополистов формировать рынок своих товаров, а не бороться со своими конкурентами.
Приёмка услуг и сложных изделий и товаров должна осуществляться так же не заказчиком, а профессионалами экспертами, отобранными методом случайной выборки и несущими уголовную и материальную ответственность за свою работу.
Мне кажется, эти новации могут снизить коррупционные риски, сократить время и расходы государства на проведение и контроль конкурентных процедур.
По итогам будет подготовлен документ, обобщающий все актуальные предложения в сфере профилактики коррупции. Об этом сообщил председатель нашего Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Степанович Тимченко, который проводил совещание.