Блоги сенаторов

Все записи блога Никонорова Наталья Юрьевна Никонорова
Наталья Юрьевна
Член Комитета Совета Федерации по международным делам

Денацификация: некоторые историко-практические аспекты

21–22 ноября 2023 года состоялась Всероссийская научная конференция «Денацификация: история и современность» — организованная Центром этнополитической реабилитации Донецкого государственного университета при поддержке Минобрнауки Российской Федерации и Главы Донецкой Народной Республики Дениса Владимировича Пушилина. Имела честь принять участие и выступить с докладом в рамках пленарного заседания указанной конференции. Ниже предлагаю ознакомиться с ключевыми тезисами моего выступления.

Считаю, что тема указанной конференции обладает высокой актуальностью. В рамках первого заседания Совета по вопросам интеграции воссоединенных субъектов РФ в правовую и социально-экономическую системы Российской Федерации Глава ДНР Денис Владимирович Пушилин отметил одним из ключевых направлений нашей дальнейшей работы — необходимость формулирования норм и правил будущего процесса денацификации.

Не буду углубляться в дефиниции, лишь обозначу, что денацификация — процесс многосоставной, сложный и он не может быть реализован в одночасье. Еще 31 октября 1939 года, выступая с докладом о внешней политике правительства на внеочередной пятой сессии Верховного Совета СССР, Председатель Совнаркома и нарком иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов заявил: «…любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной…».

Напомню, что именно В. М. Молотов назвал войну с фашистской Германией Великой Отечественной. Одержанная в 1945 году Победа в ВОВ, к сожалению, не принесла нам моментальной идеологической победы над человеконенавистнической гитлеровской идеологией. Далее последовали десятилетия поэтапного искоренения и излечения общества, инфицированного «коричневой чумой» XX века.

Рассмотрим основные этапы проведения процедуры денацификации. Так, решение о необходимости ее проведения было принято на Потсдамской конференции (17 июня – 2 августа 1945 года). «Большая тройка» выработала «Потсдамскую формулу» (формулу четырех «де») — концепция общей политики союзников в отношении побежденной Германии, основанная на принципах денацификации, демилитаризации, демократизации и декартелизации.

Следующим шагом стало создание державами-победительницами Контрольного совета. Затем последовала разработка нормативно-правовой базы денацификации. Ее основа была заложена Законом № 1 (1945) об отмене нацистских законов и Законом № 2 (1945) о ликвидации нацистских организаций и объявлении вне закона НСДАП. Затем был принят Закон № 10 (1945) о наказании лиц, виновных в военных преступлениях, преступлениях против мира и человечности. А в январе 1946 года директива № 24 «Об устранении нацистов и других лиц, враждебных союзным целям, из учреждений и с ответственных постов». В октябре того же года — директива № 38 «Арест и наказание военных преступников, национал-социалистов, милитаристов и интернирование, контроль и наблюдение за возможно опасными нацистами». В последней устанавливалась классификация лиц, подлежащих денацификации.

Примечательно, что в каждой зоне действовал порядок, установленный правительством конкретной страны, а по общим вопросам все должны были подчиняться решениям Контрольного совета.

Напомню, что фашистская Германия была поделена на четыре зоны: британскую, американскую, французскую и советскую. СССР контролировал всю восточную часть германской территории. Стоит отметить, что советский опыт денацификации представляется наиболее успешным. Именно на этой территории фильтрация проведена наиболее тщательно и качественно, нацистские преступники понесли заслуженное наказание.

Также обратилась к итогам Потсдамской конференции и принципам международного права, признанных статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшим выражение в его решении.

На базе вышеуказанных принципов и конкретных механизмов, основываясь на опыте гитлеровской Германии как на единственном историческом примере проведения процесса денацификации, выступила с некоторыми к проекту модели денацификации киевского режима.

Так, представляется, что нам необходимо:

— усовершенствовать нормативно-правовую базу. Так, в уголовное законодательство должны быть включены поправки о преступлениях неонацистов.

— в теоретическом плане нам стоит определиться с дефинициями для четкого понимания специфики неонацизма.

— взять за основу пример классификации преступников Третьего рейха, установленный положениями директивы № 38. На мой взгляд, в нашу классификацию могут войти: 1. Главные неонацистские преступники; 2. Радикальные неонацистские преступники (участники карательных батальонов); 3. Неонацистские преступники; 4. Второстепенные неонацистские преступники, выполнявшие функции обеспечения киевской преступной власти; 5. Соучастники (номинальные неонацисты); 6. Представители сопротивления киевскому неонацизму — категория, которая должна быть признана невиновной и не подлежать денацификации.

Важно учитывать уже имеющиеся в нашем распоряжении фундаментальные наработки психиатров, занимавшихся изучением феномена нацизма и выработкой путей излечения человека, инфицированного «коричневой чумой». Отмечу труды Карла Густава Юнга, считавшего нацизм серьезным отклонением, болезнью. Он предлагал бороться с ней демонстрацией обычному населению ужасных последствий преступных действий немецко-фашистских войск — немцам, например, показывали документальные фильмы, отвозили в концентрационные лагеря.

Стоит учесть и титанические изменения, произошедшие во всем мире, — развитие информационных технологий, появление интернета, различных контент-платформ, социальных сетей, также оказывающих сильнейшее влияние на формирование идеологических основ. Перед нами также стоит более чем глобальная задача по денацификации информационного поля.

Нам предстоит долгий и нелегкий процесс денацификации зараженной коричневой чумой территории бывшей УССР. Обычным гражданам важно знать, какие зверства совершали их «герои», кого они чествовали и поддерживали. Из их сознания должно быть стерто идеологическое восприятие себя как «Анти-России». После нашей Победы эта территория больше не будет служить западным полигоном, плацдармом для атак на нашу страну, рычагом давления для попыток нашего ослабления и дестабилизации ситуации внутри страны.